В чем значимость для дальнейшего развития наших отношений с Евросоюзом предстоящего саммита Россия-ЕС?
- Очередную, девятую по счету, встречу на высшем уровне Россия-ЕС, которая состоится в Москве 29 мая, рассматриваем как крупное политическое событие, идущее в русле общей линии российской внешней политики на формирование устойчивых связей и конструктивного взаимодействия с объединенной Европой, важный этап в становлении нашего стратегического партнерства с Евросоюзом.
Мы рассчитываем, что предстоящий саммит Россия-ЕС придаст новый существенный импульс активизации нашего политического диалога. Его задачей мы видим выход на конкретные результаты, в том числе в плане разработки совместных инициатив, ориентированных на формирование общего европейского пространства безопасности, которое, на наш взгляд, должно предполагать сбалансированную и недискриминационную систему взаимодействия всех основных европейских и евроатлантических организаций и стран.
Все большую актуальность приобретает адекватное практическое наполнение сотрудничества с ЕС в области внешней политики, безопасности и обороны в соответствии с решениями прошлогодних - московского и брюссельского - саммитов Россия-ЕС. Важно, чтобы договоренности, достигаемые в этой сфере, базировались на прагматизме, учете интересов каждой из сторон и неукоснительно выполнялись.
Одной из ключевых задач саммита видим выход на более предметное и содержательное взаимодействие с ЕС в контексте формирующейся европейской политики в области безопасности и обороны (ЕПБО).
Примечательно, что накануне московской встречи в верхах с руководством Евросоюза пройдут саммиты России с США и НАТО. Поэтому вполне естественно, что одним из основных элементов повестки дня встречи с ЕС будет проблематика стратегической стабильности и создания современной системы безопасности на евроатлантическом пространстве.
Как складывается партнерство России с ЕС в международных делах?
- По многим международным вопросам наши позиции с Евросоюзом близки или совпадают. У России и Евросоюза существует общее стремление к поиску совместных ответов на новые глобальные угрозы и вызовы, в урегулировании кризисных ситуаций, в частности, на Балканах, Ближнем Востоке и в Афганистане. Настроены углублять наш диалог с ЕС в международных организациях, прежде всего в ООН и ОБСЕ.
Существует взаимная заинтересованность в расширении взаимодействия в правоохранительной области и укреплении базы нашего сотрудничества в антитеррористической сфере в соответствии с принципами, изложенными в Совместном итоговом заявлении саммита Россия-ЕС 3 октября 2001 г. и решениях заседания Европейского совета в Лакене в декабре прошлого года. Прошедшая встреча министров юстиции и внутренних дел России и стран ЕС по формуле "2+30" (25 апреля этого года, в Люксембурге) стала новым существенным шагом на пути формирования общего правоохранительного пространства на европейском континенте.
Каковы приоритеты диалога Россия-ЕС в настоящее время?
- В ходе встречи состоится предметное обсуждение узловых вопросов экономического сотрудничества с ЕС. Предполагается рассмотреть ход работы над двумя стратегическими направлениями нашего взаимодействия - разработке концепции общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) и развития энергетического партнерства России и Европы. Лидеры России и ЕС утвердят доклады по этим вопросам, подготовленные к саммиту.
В части ОЕЭП будет подведен итог проделанного за полтора года с момента инициирования этой идеи. При обсуждении тематики энергодиалога Россия-ЕС акцент будет сделан на необходимости отработки конкретного механизма продвижения по основным согласованным направлениям - инфраструктурные проекты, представляющие взаимный интерес, физическая безопасность транспортных сетей, пилотные проекты энергосбережения в России, создание Центра энергетических технологий, торговля электроэнергией, вопросы ядерной безопасности, правовая защита долговременных энергетических поставок.
При рассмотрении комплекса торгово-экономических проблем особое внимание будет уделено поиску путей решения ряда наиболее актуальных и давно назревших вопросов.
В первую очередь речь идет о признании рыночного статуса экономики России.
В предметном ключе будет рассмотрен ход переговоров по присоединению России к ВТО, что является одним из важнейших элементов российских экономических реформ. По существу Россия остается единственной крупной торговой державой, находящейся вне рамок этой международной организации. Рассчитываем на поддержку со стороны Евросоюза процесса присоединения России к ВТО на недискриминационных условиях.
Предметом обсуждения остаются и вопросы дальнейшего углубления взаимодействия России с Евросоюзом в области природоохранной деятельности, включая сотрудничество в повышении ядерной и радиационной безопасности.
Важной частью диалога Россия-ЕС является оценка состояния и возможностей дальнейшего развития сотрудничества в области науки и технологий, космоса. Необходимость сотрудничества в этой сфере диктуется тем обстоятельством, что в одиночку трудно удержаться во главе мирового научно-технического прогресса. Это делает желательным интеграцию наших потенциалов в обоюдных интересах.
Россия заинтересована в необходимости смягчения последствий для российских авиакомпаний введенных ограничений на полеты "шумящих" самолетов в ЕС. Это уже приводит к существенному ущербу, с одной стороны, для российских авиаперевозчиков, с другой стороны, к потерям для компаний, занимающихся турбизнесом.
Надеемся, что возможные развязки по проблеме авиашумов не будут ограничены туристическим сезоном 2002 года, а позволят обеспечить условия для проведения ускоренной модернизации российского авиапарка в целом.
Как решаются проблемы, связанные с неблагоприятными для России последствиями расширения Евросоюза?
- Последствиям расширения ЕС для России и необходимости скорейшего снятия существующих в этой связи российских озабоченностей уделяется особое внимание.
Наиболее насущным является комплексное решение проблем жизнеобеспечения Калининградской области в контексте предстоящего расширения Евросоюза. Ключевые моменты здесь - беспрепятственный транзит в рамках транспортного сообщения с основной территорией России, безвизовый режим передвижения людей через Литву, энергообеспечение, рыболовство.
К сожалению, вынуждены констатировать, что подвижек со стороны ЕС в решении данных вопросов не наблюдается. Несмотря на декларации о стратегическом характере партнерства и стремлении ЕС предпринять все меры, которые не ухудшили бы положения Калининградской области и после расширения ЕС, мы не видим практических шагов в этом направлении. Состоявшиеся 15 мая с.г. специальное заседание Комитета сотрудничества Россия-ЕС, к сожалению, лишь подтвердило это.