Недоучившийся студент (исключен из Московского университета за подстрекательство к беспорядкам), он оказывается потом одним из широчайше образованных людей своего времени. Круг его интересов - от географии до биологии, от философии до астрономии (член Французского астрономического общества с 1927 года). В Париже он подрабатывает газетными репортажами. А потом из этих статей складывается четырехтомная русско-французская энциклопедия искусства начала ХХ века - "Лики творчества".
Поэт, переводчик, художник и искусствовед, литературный критик и мемуарист, Максимилиан Волошин был еще и лектором.
В 1903 году Волошин строит в Коктебеле дом по собственным чертежам, в котором живет безвыездно с 1917 года. Дом стал любимым пристанищем для многих представителей культуры первой трети ХХ века, - от Чехова и Вересаева до Цветаевой и Айседоры Дункан, от Мандельштама и Мейерхольда - до Верхарна и Диего Ривера. Поэт, привязанный к Крыму астмой, революцией и какой-то высшей идеей, создал из своей жизни легенду добровольного отшельничества, легенду знаменитого гостеприимного Дома Поэта.
Темы картин поэта рождались во время длительных прогулок по окрестностям Коктебеля. В беседах с друзьями Волошин пдчеркивал, что никогда бы не стал художником, если бы с детства не встретился с этой землей. Поэту довелось испытать нищету, голод, суровые зимы без света, но ни одной картины он не продал, зато каждый из гостей получал в подарок акварель.