Один из центральных вопросов саммита Европейский союз-Россия в Москве - это будущее Калининградской области. В России серьезно обеспокоены тем, что предстоящее расширение ЕС за счет стран Балтии может повлечь за собой многочисленные проблемы для этого российского региона. Речь идет, в частности, о передвижении людей и транспорта, вопросах энергоснабжения области и других. Как Вы представляете себе решение этих вопросов? Какие гарантии могут получить граждане РФ, проживающие на этой территории России?
- Вопрос Калининграда уже в течение некоторого времени обсуждается ЕС и Россией. Одна из обсуждаемых проблем касается того, что Калининград станет эксклавом Российской Федерации в Европейском Союзе. У нас есть предложения обеих сторон, и стороны пришли к взаимопониманию - в каком направлении следует искать решение этого вопроса. Однако, помимо вопросов, касающихся просто расширения ЕС, мы должны взглянуть на проблему шире, чтобы понять, что может быть сделано для внутреннего развития области и ее участия в жизни региона.
Нам хотелось бы определить способы совместной работы в регионе Балтийского моря и вокруг него по таким важнейшим проблемам, как защита окружающей среды, здравоохранение и организованная преступность, а также возможности совместного экономического развития, торговли и вопросов энергетики.
В результате мы хотим видеть Калининград частью стабильного и процветающего сообщества, в котором этот город мог бы получать больше, а не меньше от взаимодействия с ЕС, с настоящими и будущими членами Евросоюза.
Каковы, на Ваш взгляд, практические перспективы российско-европейского энергодиалога? Какие совместные проекты сотрудничества в энергетической области могут представлять для Европейского союза долгосрочный интерес?
- Как вы знаете, Европейский Союз уже сейчас является крупным импортером российских энергоресурсов, в частности, газа и заинтересован в дальнейшем развитии отношений с Россией в этой области. Россия, в свою, очередь, очевидно заинтересована в ЕС, как в рынке сбыта. Кроме того, российский энергетический сектор нуждается в дальнейшем реформировании и модернизации. Мы прежде всего заботимся о создании благоприятного климата для иностранных инвестиций в энергетику, достижении прозрачности нефтегазовых перевозок, повышении эффективности использования энергии и разработке мер по ее экономии. На длительную перспективу мы планируем найти пути сохранения стабильного и развивающегося энергетического рынка между нашими странами, равно как и с транзитными странами.
Вступление России во Всемирную торговую организацию и признание за ней Евросоюзом статуса рыночной экономики стали постоянными темами двусторонних встреч. Каковы, по Вашему мнению, главные проблемы на пути достижения этих целей?
- Россия поставила себе основной задачей вступление в ВТО, и ЕС всемерно поддерживает эту цель. Главная проблема здесь стоит перед Россией, которая будет вынуждена ускорить экономические реформы и реформы в области торговли в соответствии с правилами ВТО и обеспечить более широкий доступ на свои рынки. Вступление России в ВТО откроет новые возможности для растущего и более предсказуемого развития торговли и инвестиций между Россией и ЕС и, таким образом, станет важным звеном в укреплении наших связей. Темп переговоров ускорен, и мы сейчас имеем более или менее полную картину обязательств, которые Россия готова на себя принять. Многое еще предстоит сделать. В числе вопросов, требующих решения в ближайшее время, - более выгодные предложения о доступе на рынок и договор об обязательствах в нетарифной сфере.
Какие направления сотрудничества России и Европейского союза в создании общеевропейской системы безопасности являются наиболее перспективными? Как Вы относитесь к идее участия России в создании европейских сил быстрого реагирования, и какие формы могло бы принять партнерство Российской Федерации и Европейского союза в военной области?
- С тех пор, как Европейский Союз впервые выступил за расширение своих возможностей в области урегулирования кризисов, Россия была признана потенциальным партнером. И даже, хотя наши усилия все еще направлены прежде всего на наращивание своих собственных возможностей в этом отношении, мы приняли ряд мер для упрочения связей с Россией в этой области. Путем регулярных переговоров между ЕС и Россией как на дипломатическом, так и на военном уровнях мы начали глубоко изучать эти вопросы. В целом в настоящее время мы располагаем достаточными механизмами для углубления нашего сотрудничества.
Сейчас перед нами стоит задача по определению общих политических целей и конкретных областей, в которых обе стороны готовы действовать. Мы уже обсуждаем конкретные проблемы. Хотелось бы отметить тот факт, что в связи с тем, что ЕС готовиться принять на себя полицейские функции в Боснии-Герцоговине, Россия приглашена к участию.
Одна из острейших международных проблем наших дней - ближневосточный кризис. Каково взаимодействие Европейского союза и России в решении этой проблемы? Можно ли ожидать какие-либо дальнейшие совместные инициативы по урегулированию конфликта на Ближнем Востоке?
- Недавние события на Ближнем Востоке продемонстрировали, что для достижения положительных результатов необходимы совместные усилия всего мирового сообщества. ЕС приветствует регулярные встречи "четверки", в которую входят не только Россия и ЕС, но также США и ООН, для координации дипломатических усилий. Недавно в Вашингтоне "четверка" подтвердила свое желание оказать сторонам помощь в политическом урегулировании проблемы.
Одним из ключевых моментов этой работы является подготовка международной конференции по Ближнему Востоку. Европейский союз продолжит играть полномасштабную и активную роль в деятельности "четверки".
Более того, ЕС всегда готов вновь вмешаться, как это было во время осады Церкви Рождества Христова в Вифлееме, для устранения препятствий на пути политического процесса. Мы также предполагаем, что потребуется дальнейшее содействие ЕС в поддержке и поощрении палестинских реформ.
Собственный корреспондент РИА "Новости" в Брюсселе Виктор Онучко