Однако в первом томе литературной энциклопедии за 1962 год об Андрее Битове еще не было ни строчки, хотя к тому времени молодой питерский прозаик уже стал сенсацией советской литературы. Он издал свои первые книги "Дачная местность" и "Аптекарский остров" из цикла повестей "Роль" /1962-76/, в которых классическим пушкинским слогом описал нравственные метания интеллигента. В герое легко угадывался сам автор. Степень исповедальности была так высока, а язык так классически точен, что Битов стал кумиром сразу двух поколений ленинградцев - и старого и молодого.
Мастерство дебютанта поражало, он увлекательно описывал свои путешествия по стране, и так отшлифовал этот жанр, что за книгу "Уроки Армении" /1969/ попал в список возможных соискателей Нобелевской премии по литературе.
Сначала Битову везло, о нем писали, его хорошо издавали, пока власть не спохватилась и на долгие годы застоя не сделала ленинградского интеллектуала изгоем советской литературы. Поводом стало участие Андрея Битова в неподцензурном альманахе "Метрополь" /1979/, где печатались такие известные писатели и поэты как Василий Аксенов, Андрей Вознесенский, Фазиль Искандер.
Главным итогом опалы стал роман "Пушкинский дом", который не мог увидеть свет почти 15 лет, и фрагменты из которого Битов печатал с печальным подзаголовком "главы из романа". Писатель уже всерьез думал об участи эмигранта, собирался последовать вслед за Аксеновым за рубеж и повторить типичную судьбу русского писателя-изгоя, как вдруг грянула эра Горбачева - в 1987 году легендарный роман, наконец, увидел свет.
Это был переломный момент в жизни Андрея Битова. Он входит в элиту европейского литературного истеблишмента, становится бессменным президентом созданного тогда же российского ПЕН-клуба, лауреатом Пушкинской премии Тепфера.
Особая страница в жизни Битова - это культ Пушкина, изучение текстов и жизни поэта. Вдохновленный Пушкиным писатель создал целый ряд блистательных текстов "Фотография Пушкина", "Предположение жить", которые выдвинули его в первый ряд ученых-пушкинистов.
Пушкин дарил писателю озорные миги вдохновения. Недавно Битов и его друг грузинский художник Резо Габриадзе поставили в Михайловском памятник зайцу. Как известно, узнав о смерти императора Александра I, Пушкин решился тайно посетить Петербург, намереваясь к вечеру 13 декабря 1825 года приехать прямо в дом декабриста Рылеева, но заяц трижды перебегал дорогу перед возком Пушкина, и суеверный поэт велел кучеру поворачивать назад. Так он не попал на восстание 14 декабря.
Пушкин вдохновил Битова и еще на один эксперимент: два года назад писатель в сопровождении джаз-оркестра читал черновики гения, раскрывая импровизационный характер его творчества и показывая, с каким усилием рождалась пушкинская строфа.