Между тем именно так иные экзальтированные западные СМИ склонны оценивать суть "Римской декларации", которую участники саммита Россия-НАТО подпишут во вторник на авиабазе Пратика-ди-Маре близ итальянской столицы. В результате возникнет Совет Россия-НАТО, вроде бы совершенно новый механизм, который даст России равноправный с 19 членами альянса голос в принятии решений. И равную ответственность за их выполнение.
Звучит заманчиво. Хочется со слезой благодарности к новому смелому миру восславить "разрыв занавеса враждебности между Востоком и Западом" и объявить о "похоронах холодной войны".
Если бы это не был второй разрыв занавеса и вторые похороны.
Помнится, в 1997 году уже делалась попытка создать Постоянный Совет Россия-НАТО со схожими функциями. Тогда Североатлантический альянс тоже намеревался регулярно консультироваться с русскими и даже решать кое-что совместно.
Увы, постоянство Постоянного Совета не пережило натовских бомбардировок Косово. Россия натолкнулась на бетонную стену заранее согласованной позиции 19 членов НАТО, проломить которую не было никакой возможности.
Формула "девятнадцать плюс один" работала как "девятнадцать против одного". Рассерженные русские генералы сделали разворот через левое плечо и на время покинули Постоянный Совет.
Стало ясно, что формат отношений Россия-НАТО надо менять.
Считается, что идея нового формата принадлежала Тони Блэру, человеку с острым политическим зрением и искренними симпатиями к Владимиру Путину. Говорят, именно британский премьер предложил заменить расплывчатую, как перистое облако, сферу внимания Постоянного Совета на группу четко очерченных направлений. А именно: совместная борьба с терроризмом, тушение региональных очагов конфликтов, операции по поддержанию мира, противодействие распространению оружия массового поражения.
Перед новым Советом Россия-НАТО маячат в перспективе и такие области сотрудничества, как помощь альянса в переводе российской армии на профессиональную основу или совместные спасательно-поисковые операции, скажем, по спасению экипажей терпящих бедствие субмарин: вызовы современности неисчерпаемы.
Поскольку решения в НАТО принимаются консенсусом, Россия теоретически получила бы в этих областях нечто близкое к праву вето.
По-видимому, Блэр вдохновлялся поразительной картиной того, как Путин мгновенно подставил плечо помощи Соединенным Штатам после 11 сентября 2001 года, пока Европа лишь соболезновала и ужасалась. Как бы то ни было, впервые в истории Россия получает возможность присоединиться к процессу принятия решений в альянсе, изначально созданном для войны с ней, Россией. Именно таков дух "Римской декларации", которую парафировали на днях в Рейкьявике. Именно это новое видение мира скрепят завтра своими подписями участники саммита Россия-НАТО.
Конечно, обсуждение таких щекотливых вещей, как, скажем, замысла США отделаться от Саддама Хусейна по афганской схеме или чисто внутренних дел альянса, связанных с его бюджетом и реструктуризацией, останется вне компетенции России. Но даже то, к чему она теперь допущена, вгоняет кое-кого в НАТО в холодный пот.
Это прежде всего касается членов-новичков - Чешской республики, Венгрии и Польши. Как утверждают источники, причастные к внутренним дискуссиям в НАТО, Польша больше других негодовала по поводу того, что Россия дескать сможет отныне играть в альянсе "слишком заметную роль".
Новичков можно понять. Они рвались в НАТО, прикрываясь "русской угрозой", вынуждены теперь доить свои бюджеты, чтобы подогнать вооружения под натовские стандарты, а Россия вдруг в одночасье становится по сути ассоциированным членом НАТО и приобретает там такое влияние, о каком им остается лишь мечтать. Понятно, многие предпочли бы другую натовскую пьесу, где бы роль России сводилась к произнесению фразы "Кушать подано!".
В двусмысленном положении оказались, похоже, и страны Балтии, нацелившиеся вступить в НАТО в ноябре. "От какого врага мы ищем защиты и где? - начинает недоумевать там часть населения. От России - в компании с Россией?" Откликаясь, видимо, на эту смуту, некоторые западные авторы "Римской декларации" хотели бы ввести в ее текст так называемый страховочный пункт. Он позволит любому члену альянса снять любой вопрос с обсуждения Совета НАТО-Россия и включить его в повестку дня Североатлантического Совета, правящего органа организации, куда Россия не вхожа. Интересно, окажется ли такой пункт в окончательном тексте документа?
Без страховки не ходит по канату и Россия. Накануне Москва оживила прозябавший около десяти лет Договор о коллективной безопасности бывших советских республик, преимущественно среднеазиатских. На его основе создана Организация коллективной безопасности по типу той же НАТО. Береженого Бог бережет!
Сближаясь с НАТО, президент Путин вынужден идти против волны недоверия в российских военных кругах. Его не очень хорошо понимает и обыватель, которого десятилетиями учили: НАТО - бяка. Главный военный переговорщик от России генерал Юрий Балуевский признает, что многие в армейской элите отвергают партнерство с НАТО. Недавний опрос 1500 россиян, проведенный Фондом общественного мнения, показал, что 54 процента убеждены: НАТО "вынашивает агрессию" против России.
В целом в Кремле, видимо, считают, что второй Совет
Россия-НАТО все-таки не совсем отвечает тем представлениям о новой исторической
эпохе, которая открывается только что подписанной в Москве Совместной
Декларацией о новых стратегических отношения между Россией и США и Договором,
именуемом СНВ-3. В идеале Россия, наверное, хотела бы создания принципиально
новой организации, не опирающейся на архаичные структуры времен "холодной
войны".
Но Соединенные Штаты со товарищами к такому обороту событий явно не готовы.
В результате мир аплодирует компромиссу - новому Совету Россия-НАТО, который по существу представляет собой пока чистую грифельную доску. На ней можно начертать любую формулу сотрудничества "двадцатки" - хорошую или плохую, прежнюю неискреннюю или новую, воистину равноправную.
Будем надеяться, что второй осечки не бывать.