Рейтинг@Mail.ru
Интервью РИА "Новости" официального представителя МИД России Александра Яковенко по отношениям России с НАТО - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Интервью РИА "Новости" официального представителя МИД России Александра Яковенко по отношениям России с НАТО

Читать ria.ru в
Дзен

Интервью РИА "Новости" официального представителя МИД России Александра Яковенко по отношениям России с НАТО

В связи с предстоящим 28 мая в Риме саммитом Россия-НАТО просьба прокомментировать развитие российско-натовских отношений в последние годы.

- Отношения Россия-НАТО являются одним из внешнеполитических приоритетов России в международной повестке дня. Эти отношения имеют непростую историю. Нами был пройден долгий путь от противостояния к сотрудничеству. В результате переосмысления опыта взаимодействия за последние годы стороны пришли к осознанию, что существующие механизмы сотрудничества далеко не во всем адекватны реальным потребностям обеспечения общей безопасности.

27 мая Основополагающему Акту Россия-НАТО исполняется пять лет. Этот документ и созданный на его основе Совместный Постоянный Совет (СПС) сыграли позитивную роль: на их базе создан канал политического диалога, сформировались основы культуры взаимодействия, в том числе в военной сфере. Россия и альянс стали лучше понимать логику поведения друг друга и механику принятия внутренних решений.

Но сегодня этого уже мало. Ход событий показал, что в борьбе с международным терроризмом Россия, США, другие члены альянса могут и должны действовать как союзники. Отсюда и приоритетность задачи закрепить это новое качество в отношениях Россия-НАТО, вывода их на уровень совместного стратегического обеспечения безопасности на едином евроатлантическом пространстве.

Каковы на сегодняшний день результаты усилий по переходу в отношениях России с НАТО к формату "двадцатки"?

- Проделанную работу по формированию новых механизмов сотрудничества оцениваем положительно. В результате длительного, сложного и кропотливого переговорного процесса на заседании СПС на уровне мининдел в Рейкьявике 14 мая был одобрен пакет документов о запуске нового механизма сотрудничества: Совета Россия-НАТО. В ходе непростой работы стороны посредством взаимных уступок и учета интересов друг друга смогли выйти на взаимоприемлемый вариант.

Все это дало возможность главам государств и правительств России и стран-членов НАТО подойти к подписанию Декларации о новом качестве отношений Россия-НАТО, чем и будет ознаменован намеченный на 28 мая саммит в Риме. Поэтому, анализируя и оценивая содержание этого документа, нужно четко отдавать себе отчет в том, что это - результат трудного взаимного компромисса.

Необходимо отметить, что в Римской декларации зафиксирован ряд принципиальных моментов. Прежде всего, Совет Россия-НАТО, в отличие от Совместного Постоянного Совета, будет представлять собой механизм равноправного сотрудничества двадцати государств, выступающих в национальном качестве. Это означает, что мы будем вместе разрабатывать, согласовывать и, особенно важно, реализовывать решения по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Определен список конкретных международных проблем, которые будут находиться на повестке дня Совета Россия-НАТО. Речь идет, в первую очередь, о противодействии международному терроризму и другим рискам и вызовам безопасности в XXI веке, нераспространении ОМУ, антикризисном реагировании, совместном миротворчестве, чрезвычайном гражданском планировании и др. При этом условились, что по мере работы Совета этот перечень будет обновляться и расширяться.

Принципиальный для нас момент - сотрудничество в новом Совете будет выстраиваться на основе безусловного уважения норм международного права, включая Устав ООН, а также обязательств по хельсинкскому Заключительному акту и другим нормообразующим документам ОБСЕ.

Подписание Римской декларации - только первый шаг на пути выстраивания качественно новых отношений. Эффективность работы формируемого механизма российско-натовского взаимодействия будет во многом зависеть от каждодневных кропотливых усилий политиков, дипломатов и военных.

В области обороны Россия и НАТО являются самодостаточными структурами. Поэтому мы не ставим и в обозримой перспективе не собираемся ставить вопрос о членстве России в альянсе. Не претендуем мы и на "право вето" на действия альянса по статье 5 Вашингтонского договора, как и сама НАТО не может претендовать на такое право в отношении России.

Расширение НАТО остается одним из принципиальных вопросов в отношениях России с альянсом. Можно ли ожидать изменений в российской позиции на этот счет?

- Создание Совета Россия-НАТО не означает, что теперь на все вопросы безопасности мы смотрим одинаково. Это, в частности, касается темы возможного расширения НАТО, которое мы однозначно квалифицируем как ошибку. С нашей точки зрения, никому - ни самой НАТО, ни ее новым членам - прибавки безопасности расширение не даст.

Объективных причин для продвижения НАТО к российским рубежам не существует. От кого НАТО собирается оборонять новых членов альянса? И для чего вообще нужна такая оборона, если мы больше не враги и эпоха противостояния осталась в прошлом?

Что касается России, то ни одно государство в мире не может оставаться безучастным к тому, что происходит на его рубежах. Особое значение для нас в этом контексте будет иметь соблюдение странами НАТО обязательств, проявление сдержанности в военной сфере и строгое соблюдение договоренностей в области контроля над вооружениями, прежде всего адаптированного ДОВСЕ.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала