Как передает корреспондент РИА "Новости", местом праздничной молитвы, которая началась около 21.00 по местному времени и где присутствовали одни мужчины, служила часть улицы перед домом одного из багдадских последователей суфизма.
После прочтения молитвы двенадцать дервишей под ритмичные удары бубнов стали восхвалять Пророка и его дела, читать суры Корана. Ритм ударов в бубен нарастал, дервиши, раскачиваясь из стороны в сторону, читали молитвы и пели. Постепенно раскачивание перешло в круговой танец, который продолжался более часа.
Атмосфера на и без того раскаленной за день багдадской улице накалилась до предела. И тогда началось то, ради чего и собралось большинство людей. Неожиданно в руках одного из дервишей оказались несколько острых шпажек длиной 40-50 см. Двумя он проткнул себе через рот обе щеки, а третьей - нижнее небо так, что острый конец оказался торчащим из подбородка. Никаких следов крови, боли или страха на лице дервиша не было. Казалось, он находился в состоянии необычайного возбуждения и отреченности одновременно.
После этого дервишами были продемонстрированы и другие "чудеса". Теми же шпажками они протыкали себе насквозь животы, ели электрические лампочки, брали в руки раскаленный на газовой горелке лист металла и оборачивали им свою голову. Все это производило огромное впечатление на собравшихся.
Обряд завершился поздно ночью.
Суфизм - сложная система мистических религиозных представлений, развившаяся из аскетизма и строгого следования заветам веры первых поколений мусульман. Основывался он на сокровенном знании, благодаря которому личность получала возможность самосовершенствования и приобретала опыт борьбы с мирскими соблазнами. В основе учения заложено стремление к постижению тайн веры, а методом суфизма стало мгновенное озарение, которого способен достичь человек с помощью определенной психотехники.
Суфийские мистики различают 4 формы познания, которые символизируются 4 жидкостями. Первая форма восприятия явлений окружающего мира с помощью пяти органов чувств и разума, доступная практически каждому человеку без особой подготовки, символизируется водой. Она легко усваивается, но мало что дает человеку, хотя без нее жизнь абсолютно невозможна.
Иракский дервиш не скажет "прочесть молитву" или "повторить слова" сейеда /учителя/, он скажет "выпить молитву". А при посвящении в братство ученик пьет воду, которую предварительно выпил и сплюнул обратно в чашу учитель.
Символами других степеней познания служат молоко, мед и разрушающее в человеке границы человеческого вино.
Четвертая форма доступна лишь особо подготовленным людям. Это божественное озарение. Чтение молитв и танец призваны обеспечить тот небывалый подъем духа, который в конце концов и приведет дервишей к откровению. А внешние эффекты служат доступным для понимания окружающих свидетельством "разрушения границ человеческого" и единения с Богом.
Основатель одной из суфийских школ Абдель Кадыр аль-Гиляни говорил: "Если вы видите парящего в воздухе или идущего по воде, то посмотрите на дела его. Если дела его добрые, то его способности от Бога. А если нет, то это колдовство".
В последние годы в Багдаде редко встретишь одетого в рубище, живущего на хлебе и воде и ничего не замечающего вокруг себя дервиша-аскета. Больше тех, кто демонстрирует "чудеса" простому люду.
Двенадцать лет экономической блокады, и как результат сложная социально-экономическая ситуация, породили в Ираке тысячи магов и прорицателей. Они снимают сглаз и порчу, лечат, заклинают, "заряжают" амулеты и обереги.
Сидевшие со мной рядом иракцы рассказывали, что любой сейед может в зеркале прочесть твою судьбу, отыскать пропавшего человека или украденную вещь, излечить от болезни и т.д. Говорили, что наиболее известные иракские дервиши могут без какого-либо ущерба прострелить себя насквозь и вбить гвоздь в голову.
Что ж, маги и волшебники всегда знали, как господствовать над умами простонародья. В трудное для народа время эта задача упрощается.