С 20 марта 2002 года в США началось действие ввозных пошлин. Они составляют от 8 до 30 проц. Ограничительные меры не коснулись членов организации НАФТА - Канады, Мексики, Аргентины, Таиланда, Турции, а также тех стран, чей стальной экспорт не превышает 3 проц. Жертвами этих мер стали страны Евросоюза, Россия, Украина, Япония, Китай, Южная Корея и Бразилия.
Пошлина на импорт стали в США была введена президентом Джорджем Бушем в соответствии со статьей 201-й закона США о торговле от 1974 года. Этот законодательный акт позволяет президенту вводить торговые ограничения в тех случаях, когда Комиссия по международной торговле США устанавливает, что увеличение импорта какой-либо продукции наносит значительный ущерб промышленности США. Данный законодательный акт является американским вариантом разрешенной ГАТТ /ныне ВТО/ специальной оговорки, которая позволяет члену Всемирной торговой организации временно отходить от принятых на себя в рамках ВТО обязательств не повышать пошлины и не устанавливать квот в тех случаях, когда отечественные производители испытывают сложности в приспособлении к конкуренции с импортом.
6 марта 2002 года премьер-министр России Михаил Касьянов заявил, что потери России от американских пошлин на импорт стали составят 400 млн долларов.
15 марта 2002 года в штаб-квартире Организации экономического сотрудничества и развития /ОЭСР/ в Париже собрались ведущие мировые производители стали, которые договорились о сокращении ежегодного производства продукции на 124-128 млн тонн в год. Это составляет 14 проц от количества, о котором было достигнуто соглашение несколько месяцев назад.
Участники дискуссий признали, что в области мирового производства стали действительно существуют излишние мощности, что ведет к перепроизводству. Ведущие производители стали, среди которых - и Россия, провели отдельные консультации с представителями США и Европейского союза по данной проблеме.
В ходе консультаций американской стороне был представлен ряд предложений российских металлургических компаний, касающихся условий их доступа на стальной рынок США в рамках принятых недавно ограничений.
17 апреля 2002 года в ходе визита в США министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа и его переговоров с министром торговли США Дональдом Эвансом была достигнута договоренность о выходе России из "всеобъемлющего соглашения по стали".
Стороны договорились увеличить квоту на поставки в США российских слябов. Было достигнуто понимание в том, что если США примут положительное решение по вопросу о признании рыночного статуса российской экономики, у России появится возможность обращаться в соответствующие американские арбитражные инстанции с запросами о пересмотре введенных в отношении России антидемпинговых процедур. 2 мая 2002 года министр иностранных дел России Игорь Иванов в ходе своего визита в США встретился с министром торговли США Дональдом Эвансом.
На встрече затрагивались вопросы поставок российской сталепродукции на рынок США, устранения других сохраняющихся барьеров в торговле, включая "окончательный вывод нашей страны из-под действия анахроничной поправки Джексона-Вэника". 21 мая 2002 года в Петербурге начались переговоры министра торговли США Дональда Эванса и министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа. Вопросы поставок в США российской стали "являются одними из ключевых проблем" переговоров.
/По материалам Редакции информационно-справочного обеспечения РИА "Новости"/.