Американская дипломатия просит Индию и Пакистан проявить сдержанность до 7 июня, когда в регион прибудет заместитель госсекретаря Ричард Армитидж. А затем там ожидают министра обороны Дональда Рамсфелда. Эксперты - в частности, американские - уверенно говорят, что несмотря на обстрелы через границу, ситуация хорошо контролируется на уровне высшего руководства двух стран и может подождать до прибытия американских посредников.
Примерно такой же была ситуация прошедшей зимой, после декабрьского теракта в индийском парламенте. И в тот раз, и сейчас повторяется также и схема возможного урегулирования конфликта. Делать это вновь, как видим, будут США, единственная страна, у которой есть рычаги давления на Пакистан. После того, как пакистанский президент Первез Мушарраф твердо выступил в поддержку войны Вашингтона в Афганистане выросла зависимость Исламабада от США перед лицом мощной исламской оппозиции курсу Мушаррафа у него дома. Но и Вашингтон сейчас оказался зависим от того, насколько быстро Исламабад выполняет свои обещания уничтожить инфраструктуру терроризма.
Ключевые события произошли на этой неделе в Вашингтоне, где шли переговоры о военном сотрудничестве между секретарем /первым заместителем министра/ обороны Индии Иогендрой Нарайном и заместителем госсекретаря Ричардом Армитиджем. После них американская сторона объявила, что продолжает нажим на Пакистан, чтобы тот выполнил свое обещание прекратить "трансграничный терроризм" против Индии.
Предпочтения Вашингтона в этом конфликте очевидны. Помощник президента по национальной безопасности Кондолиза Райс на днях похвалила за "государственный подход" и сдержанность премьера Индии Атала Бихари Ваджпаи и сказала, что о том же говорил Ваджпаи на днях президент Буш.
Комплименты делаются и Пакистану. Позиция США обозначена в известном докладе госдепартамента "Очертания глобального терроризма в 2001 году". Индия в этом докладе - друг и союзник, жертва терроризма, Пакистан же, хотя достоин похвалы за присоединение к коалиции и добился прогресса внутри страны, но вызывает вопросы: сможет ли он выполнить все обещания, данные Индии /и США !/ насчет терроризма.
Очевидно, что Вашингтон предпочел бы, чтобы никто не обострял ситуацию, и фактически просит сейчас у Дели дать Америке время спокойно работать с Пакистаном. Американцы хорошо понимают, что Мушарраф плохо выполняет свои обещания, но боятся, что их выполнение подорвет его позиции внутри страны. А нетерпение Дели, желанного союзника, не делает позицию американской дипломатии более комфортной.
Америка долго добивалась ключевой роли - роли арбитра региональной политики - в Южной Азии. Но сейчас начинает ощущать, что арбитром, так же как, скажем, президентом - приятнее стать, чем быть.