С 20 марта 2002 года в США началось действие ввозных пошлин. Они составляют от 8 до 30 проц.
Ограничительные меры не коснулись членов организации НАФТА - Канады, Мексики, Аргентины, Таиланда, Турции, а также тех стран, чей стальной экспорт не превышает 3 проц.
Жертвами этих мер стали страны Евросоюза, Россия, Украина, Япония, Китай, Южная Корея и Бразилия.
Пошлина на импорт стали в США была введена президентом Джорджем Бушем в соответствии со статьей 201-й закона США о торговле от 1974 года.
Этот законодательный акт позволяет президенту вводить торговые ограничения в тех случаях, когда Комиссия по международной торговле США устанавливает, что увеличение импорта какой-либо продукции наносит значительный ущерб промышленности США.
Данный законодательный акт является американским вариантом разрешенной ГАТТ (ныне ВТО) специальной оговорки, которая позволяет члену Всемирной торговой организации временно отходить от принятых на себя в рамках ВТО обязательств не повышать пошлины и не устанавливать квот в тех случаях, когда отечественные производители испытывают сложности в приспособлении к конкуренции с импортом.
6 марта 2002 года премьер-министр России Михаил Касьянов заявил, что потери России от американских пошлин на импорт стали составят 400 млн долларов.
15 марта 2002 года в штаб-квартире Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в Париже собрались ведущие мировые производители стали, которые договорились о сокращении ежегодного производства продукции на 124-128 млн тонн в год. Это составляет 14 проц от количества, о котором было достигнуто соглашение несколько месяцев назад.
Участники дискуссий признали, что в области мирового производства стали действительно существуют излишние мощности, что ведет к перепроизводству. Ведущие производители стали, среди которых - и Россия, провели отдельные консультации с представителями США и Европейского союза по данной проблеме.
В ходе консультаций американской стороне был представлен ряд предложений российских металлургических компаний, касающихся условий их доступа на стальной рынок США в рамках принятых недавно ограничений.
17 апреля 2002 года в ходе визита в США министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа и его переговоров с министром торговли США Дональдом Эвансом была достигнута договоренность о выходе России из "всеобъемлющего соглашения по стали".
Стороны договорились увеличить квоту на поставки в США российских слябов. Было достигнуто понимание в том, что если США примут положительное решение по вопросу о признании рыночного статуса российской экономики, у России появится возможность обращаться в соответствующие американские арбитражные инстанции с запросами о пересмотре введенных в отношении России антидемпинговых процедур.
2 мая 2002 года министр иностранных дел России Игорь Иванов в ходе своего визита в США встретился с министром торговли США Дональдом Эвансом.
На встрече затрагивались вопросы поставок российской сталепродукции на рынок США, устранения других сохраняющихся барьеров в торговле, включая "окончательный вывод нашей страны из-под действия анахроничной поправки Джексона-Вэника".
21 мая 2002 года в Петербурге начались переговоры министра торговли США Дональда Эванса и министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа. Вопросы поставок в США российской стали "являются одними из ключевых проблем" переговоров.
/По материалам Редакции информационно-справочного обеспечения РИА "Новости"/.