Как рассказала корреспонденту РИА "Новости" заместитель директора по науке ГРМ Евгения Петрова, Василий Алексеевич был "музейщиком от природы". У него хватало времени на все: он занимался организационными делами и наукой. Пушкарев руководил научными советами, при его участии вышел первый каталог русской живописи из собрания музея. Два раза под его руководством проходила реконструкция экспозиции, при нем был построен переход из одного здания музея /Михайловского дворца/ в другое /корпус Бенуа/.
Большое внимание уделял Пушкарев и комплектованию фонда - в зарубежных командировках он посещал мастерские художников и привозил их работы. В одну из поездок он посетил дом Зинаиды Серебряковой, с которой был дружен, и художница написала его портрет, который сейчас хранится в собрании Русского музея. Исаак Каплан, который никогда не хотел продавать ГРМ свои картины, после встречи с Пушкаревым подарил музею несколько работ.
Петрова отметила, что у Василия Алексеевича "был непростой характер. Он не только сам очень много работал, но и заставлял работать других". В 1977 году Пушкарев переехал в Москву и стал сначала директором Центрального дома художника, а в 1991 году - директором музея современного искусства. Однако Русский музей не забывал: принимал участие в совещаниях, спорил, ругал за недочеты, помогал закупать новые работы. В 2001 году Пушкарев приехал в Русский музей последний раз: он собирал архивные материалы для своих мемуаров.
Василий Алексеевич Пушкарев скоропостижно скончался на 88 году жизни 16 мая 2002 года.