Сегодня свое прочное лидерство в театральной Европе Москва подтверждает и невиданным прежде количеством мюзиклов.
На столичной афише с аншлагом прошли /и идут/ польский мюзикл "Метро", словацкий музыкальный триллер "Дракула", масштабный российский мюзикл "Норд-Ост", а во вторник в меню столичной публики появится новое эффектное блюдо - французский мюзикл "Нотр-Дам де Пари". Это пожалуй, самый знаменитый французский продукт, который один-единственный сумел выдержать конкуренцию с шедеврами Бродвея. В России постановку "Нотр-Дам" осуществил тот же динамичный тандем продюсеров - Катерина фон Гечмен-Вальдек и Александр Вайнштейн, - которые ранее запустили постановку "Метро".
Как и в первый раз, они сделали ставку на русских актеров, и предварительный закрытый показ для избранной публики прошел с большим успехом. 2 млн долларов вложены с умом. Все отмечают мастерство московской Эсмеральды Светланы Светиковой и исполнителя роли Квазимодо Вячеслава Петкуна.
Если бросить беглый взгляд на московские мюзиклы, то нужно сказать, что этот жанр собирает вокруг себя ту публику, которая вряд ли пойдет в консерваторию, скорее всего минует оперу и отшатнется от оперетты. Число слушателей, например, "Норд-Оста" уже перевалило за 200 тыс человек. Что ж, хотя музыкальные достоинства мюзикла весьма скромны, постановка впечатляет своим бродвейским размахом.
Кроме того, тайна русского сердца проста - мы должны прослезиться над вымыслом и тут как нельзя кстати романтический шедевр Вениамина Каверина "Два капитана", где герой проносит свою мальчишескую мечту через ад войны и козни врагов в патетический рай финала. И опорой его подвига было лишь чистое сердце, да верная любовь.
Россияне - в первую очередь чувствительны к сюжету, а только уж потом внимают музыке, наслаждаются хореографией и искусством декораторов. И именно эта последовательность априори входит в плоть каждого мюзикла.
Новая премьера по роману Виктора Гюго "Собор Парижской богоматери" содержит не меньший романтический заряд, чем история двух капитанов. Можно сказать, что мюзикл обречен на успех, а его мрачная средневековая атмосфера и безнадежность любви горбатого монстра к красавице-цыганке разобьет не одно зрительское сердце.
Музыка Ричарда Ключанте и сентиментальна, и агрессивна, и главное послушна Гюго, как и положено иллюстрациям. Ведь для подлинного успеха музыка в мюзикле должна стать рабой сюжета, пленницей сентиментальной истории.
Сладости мюзикла покоряют публику без труда и тотально, начиная с легендарных премьер "Целуй меня, Кэт" Портера /1948/ и "Моя прекрасная леди" Лоу /1956/. А вот успех жанра рок-оперы - законного дитя мюзикла - никогда не был таким всеобъемлющим. Интеллектуальная глубина, формальный прорыв в новизну, страсть без сантиментов сделали рок-оперу весьма экзотическим блюдом эпохи, рассчитанным в первую очередь на меломанов. Попробуй потанцевать с девушкой под музыку "Иисус Христос - суперзвезда" /1971/ Ллойда Вэббера или "Квадрофению" /1972/ Таушенда?
За тридцать лет ни одна из знаменитых мировых рок-опер в оригинальном виде не дошла до Москвы, зато мюзикл в едином для всех сцен постановочном решении легко покоряет сердца нашей публики. Из столицы "Нотр-Дам" двинется по городам России музыкальным бронепоездом с основным элементом декорации - восьмитонной стеной собора нашпигованной техникой.
Вслед за французами на очередь встает уже наш отечественный сюжет "Веселые ребята" на музыку Дунаевского, и эта знакомая история о любви домработницы и пастуха, которые становятся звездами, тоже обречена на успех. Мюзикл превращает любую судьбу в сказку.