Надежда Александровна родилась 21 мая 1872 году в родительском имении в Волынской губернии в дворянской профессорской семье, получила прекрасное домашнее образование, сочиняла стихи еще гимназисткой.
Начала печататься Тэффи только в 1901 года /дебют 2 сентября 1901 года в иллюстрированном еженедельнике "Север" стихотворением "Мне снился сон, безумный и прекрасный..."/, следуя давнему семейному уговору с сестрой входить в литературу "по очереди". Писательница работала много и легко, печатая в "Биржевых новостях", а потом в "Русском слове" еженедельные фельетоны - была преимущественно "газетным автором". Но материалы нарасхват брали и журналы. Рассказы Тэффи похожи на ранние чеховские: смешное в ее творчестве неизменно переплеталось с грустным. Популярность ее была необыкновенная. Фельетоны Тэффи, не успев появиться в утренних газетах, сразу становились поговорками.
В 1910 году вместе с двухтомником рассказов /"Юмористические рассказы"/ были выпущены духи и конфеты, так и называвшиеся - "Тэффи" /мемуаристика и иконография запечатлели импозантную внешность писательницы, способную украсить этикетку любой парфюмерной и кондитерской продукции/. Среди поклонников ее таланта были люди всех возрастов и сословий. Когда готовился юбилейный сборник, посвященный 300-летию царствования дома Романовых, царя спросили, кого из современных литераторов он желал бы в нем видеть, Николай Второй решительно ответил: "Тэффи! Только ее. Никого, кроме нее, не надо. Одну Тэффи!".
Хотя Тэффи писала в основном юмористические рассказы и фельетоны, то есть прозу так называемого "легкого жанра", ее творчество высоко ценили Иван Бунин, Александр Куприн, Дмитрий Мережковский, Борис Зайцев, Федор Сологуб.
Тогда же, на пике славы, появился и поэтический сборник Тэффи "Семь огней". У лирики обнаружился новый читатель: талант Тэффи повернулся другими гранями. Грациозный юмор, составляющий главную прелесть прозы, совершенно не допускался в поэзию /исключение - произведения Тэффи в сатирических журналах первой русской революции/. Меланхолически-томные, чуть театральные, словно рассчитанные на мелодекламацию стихи /сама Тэффи любила исполнять их под гитару, несколько текстов выбрал для своего репертуара Александр Вертинский/, нарочитой "литературностью" привлекли Николая Гумилева.
Книги Тэффи выходили почти каждый год, в основном - проза, рассказы смешные, остроумные, все чаще - иронично-грустные.
В 1908 года, с момента основания Аркадием Аверченко журнала "Сатирикон", Тэффи становится вместе с Сашей Черным постоянным сотрудником журнала.
В 1912 выходит сборник "И стало так...", затем "Дым без огня" /1914/; "Неживой зверь" /1916/ , имевшие большой успех у читателей и вызвавшие положительные отклики в печати. Кроме рассказов Тэффи писала и критические статьи, и пьесы.
Октябрьской революции Тэффи не приняла и в 1918 году она вынуждена была бежать: Киев, Крым. В 1920 году эмигрировала, поселившись в Париже. Свой путь в эмиграцию Тэффи со свойственным ей юмором и горькой самоиронией описала в блестящих "Воспоминаниях". В Париже Надежда Александровна осталась навсегда, став одним из любимых писателей русского Парижа. Здесь она писала рассказы и фельетоны из эмигрантской жизни в газетах "Последние новости", "Возрождение" и др. Всего Тэффи издала около тридцати книг, половину - в эмиграции. Среди них еще два поэтических сборника - "Шамрам" и "Passiflora".
Последние годы своей жизни Тэффи жестоко страдала и от тяжелой болезни, одиночества и нужды. Надежда Александровна скончалась 6 октября 1952 года в Париже. Незадолго до смерти она писала: "Анекдоты смешны, когда их рассказывают. А когда их переживают, это трагедия. И моя жизнь - это сплошной анекдот, то есть трагедия".
/По материалам Редакции информационно-справочного обеспечения РИА "Новости", 21 мая/.