Рейтинг@Mail.ru
Новое государство - Восточный Тимор и конец эпохи торжествующих сепаратистов - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новое государство - Восточный Тимор и конец эпохи торжествующих сепаратистов

Читать ria.ru в
МОСКВА, 17 мая. /Политический обозреватель РИА "Новости" Дмитрий Косырев/. В ночь с 19 на 20 мая на карте мира появится новое, очень маленькое и очень бедное азиатское государство - Восточный Тимор, еще недавно бывший территорией Индонезии.

На местном языке тетум оно будет называться Тимор-Лоросае, что означает буквально "Восходящее Солнце". Это - поэтическая метафора, указывающая на его восточное расположение.

На торжественной церемонии по этому поводу в столице нового государства Дили будут присутствовать президент Индонезии Мегавати Сукарнопутри, Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, бывший президент США Билл Клинтон.

Масштаб церемонии впечатляет, но, по большому счету, она - послесловие той эпохи, когда сепаратистские движения, направлявшиеся иной раз откровенно террористическими организациями, получили вдруг мощную поддержку основных центров мировой власти - США и Европы.

После 11 сентября 2001 года можно с большой долей уверенности сказать, что правительства Запада по крайней мере задумаются в следующий раз над тем, к каким непредсказуемым последствиям может привести поддержка еще одной группы борцов за независимость.

Кризис в Восточном Тиморе, который привел в конечном итоге к независимости его территории, мало чем отличался от кризиса в югославской провинции Косово: в обоих случаях ситуация развивалась по одинаковой схеме.

Начиналось все с многолетней вооруженной борьбы против центральных властей страны, подпитываемой деньгами и оружием из-за рубежа. Продолжалось - ситуацией, при которой страну-метрополию по какой-то причине надо было расчленить и ослабить, для чего в борющейся провинции провоцировался "гуманитарный кризис" с обострением боевых действий, разрушениями, беженцами. Наконец, в дело вступали международные организации, по сути бравшие, иной раз силой, управление из рук центрального правительства и создававшие некое новое государственное или полугосударственное образование на карте мира.

Характерно, что когда решался вопрос о том, кто будет представлять США на церемонии в Дили, нынешний президент Джордж Буш выбрал для этой цели своего предшественника, Билла Клинтона - человека, чье имя твердо связывается с поддержкой всех и всяческих сепаратистов, в том числе восточнотиморских.

И это - при том, что Джакарта в 1975 году буквально оказалась перед необходимостью взять под свое управление восточную часть Тимора - бывшую португальскую колонию, оказавшуюся "бесхозной" после революции в Португалии и окончательного распада ее колониальной империи.

В те дни Индонезию об этом попросили американцы, точнее республиканская администрация президента Джеральда Форда, чтобы не допустить прихода к власти на востоке Тимора левых сепаратистов.

Клинтону теперь предстоит увидеть плоды своих трудов воочию. Когда Восточный Тимор входил в состав Индонезии, это была далеко не самая бедная провинция далеко не бедного и стремительно развивавшегося государства. Сегодня бюджет этой страны площадью в 21 тысячу квадратных километров с населением в 740 тысяч человек полностью базируется на международной помощи, и так будет еще минимум три года. Об этом приняла решение только что завершившаяся в Дили конференция международных доноров, выделившая новой стране 440 млн долларов.

Неясен и вопрос с населением государства: десятки тысяч беженцев из Восточного Тимора в Индонезию так и живут в лагерях на границе после резни осени 1999 года - такова была цена независимости. Возвращение их может оказаться экономической проблемой, невозвращение - проблемой политической.

Впрочем, будущее у новой страны есть. Это - нефть. На нынешней церемонии в Дили произойдет примечательное событие: премьер-министр Австралии Джон Говард подпишет договор между Австралией и Восточным Тимором о совместной разработке крупных нефтегазовых месторождений в Тиморском море, расположенном между двумя странами. Он также встретится с австралийскими миротворцами, составляющими основу сил ООН в Дили.

Так завершилось тихое соперничество между Австралией и Португалией, также претендовавшей на доминирующие позиции на Восточном Тиморе, когда Индонезия была ослаблена экономическим кризисом и упускала контроль за ситуацией в своей провинции.

Проблема самой Индонезии возможно, самая тяжелая из тех, что возникла в связи с появлением нового государства. Проблема эта - международная.

Истинную глубину психологической травмы для 200-миллионного народа Индонезии так же трудно определить, как и травму сербов от всего, что произошло с их нацией в 90-е годы. Вполне возможно, что у тех и других возник стойкий комплекс обиды на весь мир. Уход Тимора при активной поддержке основных мировых держав был очень похож на начало развала всей Индонезии вслед за, скажем, Югославией, особенно в обстановке активизации иных сепаратистских движений на других островах архипелага.

Ошибки Джакарты в борьбе с тиморским движением за независимость очевидны - иначе референдум августа 1999 года не принес бы победы сторонникам независимости. Но ошибки эти дорого обошлись стране. В эти дни, посещая Дили, президент Индонезии посетит местное кладбище, где похоронены 5 тысяч индонезийских солдат, и это - далеко не все людские потери на Тиморе за четверть столетия. Поэтому визит был нелегким решением для Мегавати, но дело не только в ней и в ее правительстве или армии.

Сейчас для мирового сообщества, и, прежде всего, для ведущей борьбу с международным терроризмом Америки, очень важно, чтобы Индонезия, самая большая мусульманская нация мира, действительно преодолела свой "синдром обиды на Запад в целом".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала