Происходящее разительно отличается от того, что творилось на Лондонской бирже всего три-четыре месяца назад, когда из российской столицы поступала хотя бы какая-нибудь информация о дальнейших видах России на объемы своего нефтяного экспорта. Рынок был настолько нестабильным, что простое известие о том, что на встрече Касьянова с нефтяниками не принято никакого решения, а стало быть Россия, возможно, не будет сохранять ограничение объемов нефтяного экспорта, вызывало падение нефтяных фьючерсов до критического уровня.
Сегодняшняя реакция рынка подтверждает верность расчета, сделанного в России: ценовой баланс нефтяного спроса и предложения в мире действительно стабилизировался. Поэтому 150 тысяч дополнительных российских баррелей марки "Urals", которые начнут поступать на рынок с 1 июля, уже не затянут нефтяные цены в пропасть.
Вполне вероятно, что этого не произошло бы даже в том случае, если Россия вообще не давала бы никаких обещаний ОПЕК относительно своего нефтяного экспорта. Все-таки 150 тысяч баррелей - это, если и не капля, то всего лишь едва заметная струйка в море мировой нефтяной торговли. Однако слова и обещания при падающем рынке подчас стоят гораздо дороже, чем реальные дела и бочки с нефтью. Российская помощь нефтяному рынку была в основном психологической, моральной, тем более, что нефтяные квоты, по признанию руководства ОПЕК, постоянно превышались то одним, то другим членом картеля.
Сегодня российская поддержка больше не нужна - рынок, по мнению экспертов, вполне в состоянии достигнуть отметки 28 долларов за баррель, после которой от квотирования поставок намерены отказаться и сами члены ОПЕК.
Скептики утверждают, что расслабляться все равно пока рано, что мировая экономическая конъюнктура неустойчива, а неопределенность на Ближнем Востоке и вокруг Ирака может сыграть злую шутку с ценами на нефть и с теми, кто от них зависит. Конечно, загадывать очень далеко вперед - дело неблагодарное. Но еще хуже не признавать очевидного: сегодня ни мировой нефтяной рынок, ни основные его участники не верят скептикам.