Такой обмен мнениями был бы обычным, рутинным делом для руководителей МИД соседних государств, если бы не особое место, которое занимает в мире КНДР со своим все еще закрытым обществом.
В последний раз северокорейский министр иностранных дел был в Москве в 1988 году, еще во времена бывшего СССР. Да, и вообще, главы внешнеполитического ведомства КНДР чрезвычайно редко до сих пор выезжали за пределы страны.
Да и нынешний лидер КНДР Ким Чен Ир лишь дважды покидал пределы страны с официальными визитами после кончины в 1994 году его отца президента страны Ким Ир Сена.
И все же цели нынешнего визита Пэк Нам Суна очень скромные: восстановить практику обычных, регулярных контактов министров иностранных дел - и только. Хотя нет сомнений, что эти контакты - часть идущего в последнее время процесса постепенного открытия КНДР внешнему миру. Россия может гордиться тем, что играет решающую роль в этом процессе, постоянно обгоняя даже традиционного друга Пхеньяна - Пекин.
При желании можно усмотреть некоторый элемент соревнования в активности многих стран мира на корейском направлении. Москва, скажем, явно не хотела бы играть в межкорейском урегулировании второстепенную роль, дожидаясь, пока лидерство захватят американцы. Тем более, что при новой администрации США корейская политика Вашингтона начинается с чистого листа - о чем, видимо, и будет говорить планирующий вскоре побывать в Пхеньяне спецпосланник Джорджа Буша Джек Притчард. В Москве, естественно, постараются узнать, как настроено пхеньянское руководство накануне этой встречи.
Нежелание Москвы дожидаться, пока Буш определится со своей политикой в Корее, объясняется прежде всего тем, что именно на этом направлении политика США выглядит на удивление нерационально. Можно сказать, что сегодня есть немного международных проблем, по которым у Москвы и Вашингтона остались такие серьезные расхождения.
Российская дипломатия могла бы с уважением отнестись к стараниям США обеспечить наилучшим образом американские интересы в этой части света. Но дело в том, что таких стараний применительно к КНДР не видно - налицо попытки заморозить любую активность в этой части света. Создается впечатление, что Вашингтон так и не может определиться насчет того, какая же корейская политика ему нужна - и, пока этот вопрос не решится в коридорах американской бюрократии, он тормозит корейскую политику всех остальных заинтересованных государств по принципу "ни себе, ни людям".
Так, с большим трудом сдвинутые с места после полуторагодового перерыва контакты Сеула с Пхеньяном вновь "подморожены", как считают, именно по инициативе США. А без активной позиции Сеула даже соседние с КНДР Россия и Китай не могут пока что сепаратно выполнять множество намеченных многосторонних проектов по восстановлению экономики КНДР, например, восстановление железнодорожного сообщения с юга Кореи до Европы через Транссиб и строительство международного нефтерповода.
Выполнение этих проектов оживило бы экономику КНДР, сделало бы Северную Корею более открытым и предсказуемым членом мирового сообщества. В целом же Пхеньян и сегодня осторожно, но уверенно активизирует отношения, например, с Россией. Но, видимо, пройдет еще немало времени, пока соседи КНДР и сама Северная Корея решат, как дальше пойдет процесс нормализации на Корейском полуострове: с Америкой или без нее.