Способы изготовления веселой глиняной игрушки восстановила преподаватель местной школы искусств художник-керамист Лидия Карякина. Поражает сложность технологии, сказала она корреспонденту РИА "Новости". Нужно было найти определенную глину, воду, составить замес, приготовить краски на основе естественных красителей, найти точное время обжига, способ нанесения глазури.
Первые образцы чернышинской игрушки - глиняные божки - появились у живших в этих местах язычников-древлян. Постепенно религиозно-ритуальный мотив в игрушке исчезает, она становится отражением быта, досуга, человеческих взаимоотношений. Чего стоит один лишь "игрушечный рассказ" об орловской матане - танце, в котором причудливо сочетаются кадриль и хоровод. Бравые, как утренние петухи, с заломленными на затылок кепками ухажеры и их румяные, в просторных разноцветных нарядах дамы, выполненные народными мастерами, - галерея типов орловской деревни.
Пышущая здоровьем и добротой "чернышинка" не способна сделать ни одного ребенка черствым, тем более злым, считают искусствоведы.
Лидия Карякина пытается найти современный персонаж для чернышинской игрушки. По ее мнению, это может быть, например, "новый русский". Очищенный от всего отрицательного, чем наградила его молва, он, воплощенный в игрушке, может нести в себе такие воспитательные начала, как трудолюбие, упорство, сочетающиеся с душевной щедростью и добротой.