Несмотря на то, что официального запрета на ведение предвыборной кампании нет, политические партии добровольно прекратили агитацию в связи с убийством 6 мая леваком-террористом и борцом за права животных наиболее яркого лидера одной из партий - Пима Фортейна.
Этого безусловно незаурядного, но в то же время неоднозначного политика одни называли ультраправым националистом, а другие - борцом за чистоту нации. Десятки тысяч людей прошли по улицам в траурных демонстрациях в его память.
Однако сейчас в политической жизни образовался вакуум, причем аналитики не берутся предсказывать, что произойдет на выборах 15 мая.
Может реализоваться один из двух основных вариантов.
Первый: избиратели могут в знак солидарности со сторонниками партии "Лист Фортейна", носящей имя ее убитого лидера, активно проголосовать за эту молодую (три месяца от роду) и малоизвестную организацию. И тогда многие места в 150-местном парламенте страны могут занять люди, бывшие в тени их харизматического лидера, генератора идей и трибуна, уже покойного Фортейна. Пока у них самих нет ни государственного опыта, ни бойцовской хватки и убежденности убитого лидера, который одним своим присутствием расцвечивал политический пейзаж Нидерландов. Пока они просто "фортейновцы", сторонники "роттердамского ротвейлера", как называли Фортейна за ярость и неотступность в спорах.
Второй вариант: на выборах победят уже привычные и знакомые стране партии. Но в этом случае их руководители не смогут забыть, какие именно идеи Пима Фортейна столь быстро привлекли к нему сторонников. А эти идеи - национализм, призывы к прекращению исламской иммиграции, меняющей демографическую картину страны.
Такие призывы появились не на пустом места, и не в одних Нидерландах, они отражают объективные общественные процессы, очевидные в западной Европе - в Австрии, Бельгии, Франции, где правые националисты пользуются поддержкой. И у умеренных местных политиков появится соблазн так или иначе реализовать рецепты националистов в Нидерландах, где доля пожилого нетрудоспособного населения уже довольно значительна.
Сегодня об исходе грядущих выборов говорят в Нидерландах практически все, даже футбольные болельщики. Результат будет известен только через неделю.