В 50-60-е годы прошлого столетия появились первые рассказы Астафьева /"Солдат и мать", "Фронтовик"/, в которых он поведал о войне глазами рядового. Тогда же писатель начал работу над крестьянской одой "Последний поклон", в которой "кланяется всем русским бабушкам".
60-70-е считаются расцветом творчества Астафьева и всей деревенской прозы. Тогда родилась пастораль о любви на войне "Пастух и пастушка". Как рассказала в беседе с корреспондентом РИА "Новости" ведущий научный сотрудник Института мировой литературы РАН Алла Большакова, "это было любимое произведение Астафьева, которое он шлифовал много лет". Перед глазами читателей проходит история любви лейтенанта и молодой девушки, которая в миг оборвалась. В этой повести писатель "достиг возможного совершенства", - уверена Большакова.
Самый известный роман Астафьева - "Царь-рыба", призывающий к сохранению традиционной крестьянской культуры, природы, вызвал бурную полемику в прессе. "Ода русскому огороду", по мнению исследователя творчества Астафьева Большаковой, "незаслуженно обойдена вниманием критиков". В произведении писатель вспоминает свое деревенское детство, однако, язык повествования сложен для читательского восприятия. Силу, мощь и певучесть живого русского языка Астафьев сохранил в своем творчестве. Литературоведы отмечают, что произведения писателя очень трудны для перевода.
Последние годы Астафьев много писал о войне, основываясь на своем жизненном опыте. Произведения "Прокляты и убиты", "Так хочется жить" открыли новый этап в творчестве писателя. Наиболее заметной повестью 90-х годов стал "Веселый солдат".
"Астафьев еще не разгадан до конца", - уверена Большакова. В своих произведениях писатель сумел достичь огромной высоты художественного слова. Астафьев дал новое осмысление Великой Отечественной войне и упадку русской деревни. К началу 90-х годов русские деревни и села опустели, крестьянская культура осталась в памяти людей и творчестве писателей.
Творчество Астафьева во многом перекликалось с произведениями Фолкнера, Ремарка и других писателей. Так, его "Царь-рыбу" часто сравнивают со "Стариком и морем" Хемингуэя.