Но, увы, награждение лауреатов Государственной премии Российской Федерации давно ушло с первых газетных полос в тень общественного внимания. Слишком невыразителен список кандидатов, практически неизвестны судьи, которые выносят авторитетные решения, неизвестна даже сумма, которую получит лауреат в конце долгого марафона.
Казалось бы, самая престижная премия в стране! Но кто сможет назвать ее прошлых лауреатов?
В этом году в области литературы на соискание Государственной премии РФ Комиссия при президенте по государственным премиям допустила пять кандидатов. В списке соискателей два поэта и три прозаика. Константин Ваншенкин за сборник стихотворений "Волнистое стекло", представленный Союзом российских писателей, Юрий Кублановский за сборники стихов "Дольше календаря" и "Заколдованный дом", выдвинутый тем же союзом писателей и редакцией журнала "Новый мир". Даниил Гранин за роман "Вечера с Петром Великим", представленный журналом "Дружба народов", Анатолий Курчаткин за роман "Радость смерти", выдвинутый Союзом писателей Москвы, и замыкающий список прозаик Юрий Мамлеев за роман "Блуждающее время" и цикл рассказов "Черное зеркало", которого представило издательство "Вагриус".
Знатоку литературы сразу становится ясно, почему премия не вызывает никаких страстей в обществе. В этом списке напрочь отсутствует позиция ареопага, составившего эту очередь на Олимп. Тут скучноватый документальный реалист советской закалки Гранин соревнуется с мрачным сюрреалистом Мамлеевым. Если сравнить со спортом, то на беговой дорожке оказались на старте штангист и байдарочник. Каждый из них ставит взаимоисключающие цели в искусстве и последовательно исповедует диаметрально противоположные эстетические взгляды. Их состязание заранее некорректно.
Присутствие в списке романа Анатолия Курчаткина "Радость смерти" еще больше осложняет поиск критериев для объективного выбора, его метафизическая эпопея смертей вообще выламывается из списка... На старте к штангисту и байдарочнику присоединяется конькобежец.
С премией Букера или Антибукера, с премией "Пенне" или с премией академии критиков имени Аполлона Григорьева такой нонсенс просто невозможен. Например, в финальный шорт-лист последней премии попали два автора, прозаик Андрей Дмитриев и драматург и прозаик Леонид Зорин, люди одной художественной школы, схожей манеры письма, реалисты, наконец. В их соревновании нет ни капли абсурда. Оно понятно и оправданно.
Невозможно сравнение и двух поэтов попавших в итоговый список кандидатов на Государственную награду, уважаемого поэта-песенника Константина Ваншенкина и рафинированного интеллектуала Юрия Кублановского, стихи которого ни петь, ни напевать органически невозможно.
Кроме того, в комиссию по литературе уважаемой Государственной премии, которую возглавляет Даниил Гранин, входят по преимуществу писатели традиционного толка. А, как известно, нет ничего сложнее, чем апологету одного течения объективно оценить соперника по эстетическим ценностям.
Вспомним хотя бы классический случай из истории русского искусства, когда реалист Маковский устроил выволочку великому меценату Третьякову за то, что тот приобрел для коллекции полотно Серова "Девушка, освещенная солнцем". Не приняв манеры Серова изображать светотень, Маковский возопил, что это не девушка, а разложившийся труп! А ведь это говорилось о бесспорном шедевре.
К той эстетической мешанине, которую демонстрирует выбор Комиссии, прибавляется еще одно немаловажное обстоятельство - у нас в стране уже есть одна авторитетная суперпремия, это премия президента России. И, хотя там отмечаются не произведения, а личности, тот факт, что в этом году лауреатами уже стали драматург Виктор Розов и писатель-сатирик Михаил Жванецкий, вольно или невольно, но гасит эффект увенчания вторыми лаврами.
Это двоевластие на Олимпе недавно повторила карикатурная борьба двух кино-академий "Ники" и "Орла".
В Интернете от имени Комиссии по госпремиям появилось обращение к творческим и общественным организациям с приглашением к открытому обсуждению произведений. Между тем, как стало известно, уже состоялся первоначальный отсев, и в финал вышли два поэта Юрий Кублановский и Константин Ваншенкин, и прозаик Даниил Гранин.
Меньше всего хотелось бы заподозрить данный вердикт в несправедливом предпочтении Председателя Комиссии по госпремиям в области литературы перед другими прочими литераторами. Но, к сожалению, вопрос слишком деликатен и щекотлив, чтобы не обратить на него внимания, даже если обязанности председателя были временно сложены, а сам соискатель не принимал участия в обсуждении своего романа.
Невольно на ум приходит мысль об одной соблазнительной тени, которую отбрасывает получение Государственной премии на победившего лауреата - его пенсия автоматически увеличивается в три раза.
А большинство из кандидатов последних лет на нашу Государственную награду, увы, давным-давно пенсионеры. Этот печальный оттенок окончательно уводит перипетии премиальной борьбы из поля внимания российского общества.