В 1901 г. Георгий Седов экстерном сдал экзамены за курс Морского корпуса и был произведен в поручики Главного гидрографического управления. По окончании Морского корпуса служил в Главном гидрографическом управлении в Петербурге.
В 1902 - 1903 гг. - помощник начальника экспедиции по исследованию Карского моря. Во время русско-японской войны служил на Дальнем Востоке, затем на Каспии.
В 1909 г. Георгий Яковлевич был назначен начальником гидрографической партии экспедиции Министерства промышленности и торговли по изучению северо-восточного побережья Азии. Экспедиция в составе двух отрядов: Ленско-Колымского и Чукотского должна была составить опись побережья Северного Ледовитого океана от устья Лены до Берингова пролива, исследовать физико-географические и геологические особенности зоны. На партию Георгия Седова были возложены задачи по исследованию устья Колымы и выяснению возможности захода в него морских судов.
Отряд Георгия Седова в течение июня и августа 1909 г. обследовал устье Колымы и морские подходы к ней, произвел маршрутную опись низовьев реки. Наряду с промерочными работами Седов определил на устье астрономические пункты, провел магнитные наблюдения, собрал образцы минералов, каменного угля, изготовил чучела птиц, оставил интересные историко-этнографические записки.
Работы Георгия Седова, как и деятельность Ленско-Колымской и Чукотской экспедиций 1909 - 1910 гг., существенно уточнивших описание морского побережья от устья Лены до устья Алазеи и от устья Колымы до мыса Дежнева подготовили начало освоения восточного сектора Северного морского пути, организацию речного судоходства на Колыме.
В дальнейшем Седов, по просьбе архангельского губернатора, обследовал на Новой Земле Крестовую губу, выполнив топографическую съемку, катерный промер, астрономические и гидрометеорологические наблюдения.
В течение ряда лет Георгий Яковлевич вынашивал идею организации первой русской экспедиции к Северному полюсу.
В начале 1912 г. Седов подал в Главное гидрографическое управление докладную записку с проектом подобной экспедиции. Получив отказ, Седов организовал сбор частных пожертвований и на собранные средства отправился в Арктику летом того же года на судне "Святой Фока". Подготовка к экспедиции проходила в спешном порядке. Достаточно отметить, что многие участники похода были приняты в экспедицию за час до отхода судна.
27 августа 1912 г. судно "Святой Фока" вышло из Архангельска, однако уже недалеко от западного побережья Новой Земли судно попало в ледовый плен и вынуждено было зазимовать. Здесь судно простояло целый год. Совершая походы на собачьей упряжке, Седов подробно обследовал и описал северо-западный берег Новой Земли.
В августе 1913 г. "Святой Фока" достиг Земли Франца-Иосифа, где у острова Гукера вновь встал на зимовку из-за отсутствия топлива. Вторая зимовка оказалась особенно тяжелой. Не хватало топлива, продовольствия.
15 февраля 1914 г. Георгий Седов, заболевший цингой, и сопровождавшие его матросы-добровольцы Г.В. Линник и А.М. Пустотный на трех собачьих упряжках вышли к Северному полюсу.
На седьмые сутки Седов уже не мог передвигаться самостоятельно. Тогда он сел на нарты и приказал продолжать путь. Матросы просили его вернуться, но Георгий Яковлевич требовал двигаться на север. Через три недели после начала тяжелейшего перехода по торосистым льдам, 5 марта 1914 г. Георгий Седов скончался, не дойдя 3 км до острова Рудольфа.
Он был похоронен матросами на мысе Аук, на самом северном из островов Земли Франца-Иосифа. Именем отважного путешественника названы бухта и остров в Баренцевом море, залив и мыс на Земле Франца-Иосифа, бухта в Карском море, река на острове Котельный.
В 1909 г. в Глазго был постоен ледокольный пароход, в 1916 г. он был приобретен русским правительством и назван именем Георгия Седова. До 1966 года "Георгий Седов" использовался как транспортное судно в Арктических морях, в 1967 году пароход был выведен из эксплуатации. В 1967 году для выполнения гидрографических работ построен новый ледокол "Георгий Седов".
/По материалам Редакции информационно-справочного обеспечения РИА "Новости"/.