Как сообщили РИА "Новости" в пресс-службе президента России, речь идет о проектах законов "О противодействии экстремистской деятельности" и "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности".
Как стало известно РИА "Новости" из информированных источников, в целях реализации определенных в проекте федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" основных начал государственной политики противодействия экстремистской деятельности, профилактических мер по предотвращению действий экстремистского характера и мер, связанных с привлечением к ответственности за совершение таких действий, законопроектом предусмотрено внесение изменений и дополнений в ряд федеральных законов.
Изменения и дополнения, которые предлагается внести в Федеральный закон "Об общественных объединениях", направлены на устранение существующего пробела в нормативном определении статуса общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, а также на уточнение механизма приостановления деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации (запрете).
В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом к лицам, осуществляющим экстремистскую деятельность, по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут применяться такие меры наказания, как дисквалификация (ст. 311 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Однако, как поясняют информированные источники, законодательные акты, регулирующие соответствующие виды деятельности (федеральные законы "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", "О воинской обязанности и военной службе", "О службе в таможенных органах Российской Федерации", законы Российской Федерации "О милиции" и "Об образовании". Трудовой кодекс Российской Федерации), недостаточно полно отражают эти положения. В связи с этим и в целях приведения указанных законодательных актов в соответствие с Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ предлагается внести в эти акты необходимые дополнения и изменения.
По словам источников, одним из средств борьбы с экстремистской деятельностью является лишение ее финансово-материальной основы. В связи с этим предлагается внести в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" дополнения, направленные на отнесение к числу сделок, требующих особого контроля, сделки, одной из сторон которой выступает экстремистская организация или физическое лицо, привлекаемое к ответственности за экстремистскую деятельность.
Статьей 41-й федерального закона "Об общественных объединениях" закрепляется норма, в соответствии с которой члены и участники таких объединений несут ответственность за те преступные деяния, в подготовке или совершении которых они участвовали. Однако в действующем уголовном законодательстве, как отмечают источники, это положение учтено не в полной мере. На самом деле лица, объединившиеся для осуществления экстремистской деятельности, являясь, по сути, членами организованной группы лиц, заранее объединившимися для совершения преступления (часть третья статьи 35 Уголовного кодекса Российской Федерации), должны подлежать аналогичному преследованию. В связи с этим предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 282-й, в которой установить уголовную ответственность за создание организованной группы лиц для подготовки или совершения по мотивам политической, социальной, расовой, национальной или религиозной нетерпимости преступлений, предусмотренных статьями 148, 149, 213, 214, 243, 280 и 282 Уголовного кодекса Российской Федерации (экстремистского сообщества), а также за участие в экстремистском сообществе либо за публичные призывы к экстремистской деятельности.
Для организатора экстремистского сообщества предполагается установить ответственность, в частности, в виде штрафа либо лишения свободы на срок от двух до четырех лет, для участника - в виде штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда.
Эта норма, сообщают информированные источники, снабжена примечанием, в соответствии с которым лицо, добровольно прекратившее участие в экстремистском сообществе, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
В целях реализации положений законодательства Российской Федерации о запрете общественных (религиозных) объединений предлагается дополнить Кодекс РФ об административных правонарушениях статьей, устанавливающей административную ответственность за организацию деятельности запрещенного общественного (религиозного) объединения или участие в такой деятельности.
Проектом также уточняется подсудность дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией политических партий, ликвидацией общественных (религиозных) объединений и запретом их деятельности, а также с приостановлением или прекращением деятельности средств массовой информации, сообщили источники РИА "Новости".
По их словам, вносимый проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" не потребует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета.