> Такие злоупотребления - наиболее распространенный вид нарушений антимонопольного законодательства. В прошлом году они составили более половины от общего их числа. 72 проц дел, касающихся таких нарушений, рассмотренных антимонопольными органами за два года, приходится на топливно-энергетический комплекс, транспорт и связь. В частности, отметил Дудкин, в связи с созданием федерального оптового рынка электроэнергии, в том числе на базе крупных тепловых станций, появились предпосылки для развития конкурентных отношений в сфере генерации электроэнергии. Вместе с тем, из-за противодействия региональных АО-энерго и местных властей добиться права выхода на этот оптовый рынок удалось весьма ограниченному количеству крупных потребителей.
Касаясь предприятий нефтяного сектора, коллегия отметила, что деятельность "малых" и "средних" нефтегазодобывающих организаций способствует освоению месторождений с небольшими запасами или трудно извлекаемыми ресурсами, которые не интересны крупным компаниям. При этом "малые" предприятия практически лишены доступа к нефтеперерабатывающим заводам, входящим в состав крупных нефтяных компаний. Разрабатывается комплекс мер, направленных на нормализацию ситуации в этой сфере.
Дудкин отметил, что антимонопольные меры не всегда эффективны из-за несовершенства законодательного регулирования. В частности, закон о конкуренции практически не предусматривает прямых мер ответственности за нарушения в этой сфере, не разработан механизм взыскания прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства. Разрабатываются дополнения в антимонопольные законодательства в части обеспечения недискриминационного доступа к электрическим сетям и железнодорожной инфраструктуре, сообщил он.
Глава МАП Илья Южанов подчеркнул на коллегии, что одним из главных направлений в реформировании естественных монополий является определение конкурентоспособных сегментов и обеспечение доступа к их услугам. Прежде всего это касается железнодорожных услуг, нефтепроводов, телекоммуникаций электроэнергии.