Надо ли говорить о том, что главных премий много не бывает. Франции достаточно одного "Сезара", Германии - берлинского "Медведя", Италии - венецианского "Льва", а всей Европе - "Золотой пальмовой ветви" Каннского кинофорума, получить которую могут не только европейцы. В мире имеется лишь одна чисто национальная премия это "Оскар", которая вручается исключительно американским фильмам, за исключением одной единственной номинации "Иноязычный фильм".
На фоне этой стабильности наша толчея и почкование премий выглядит курьезной сутолокой и никак не прибавляет престижа стране.
Разумеется, кинематографисты прекрасно чувствуют комизм нелепой ситуации перетягивания каната. Накануне церемонии "Ника" были предприняты отчаянные усилия примирить две академии и добиться хотя бы публичной встречи двух председателей на пресс-конференции, под председательством (извините за тавтологию) министра культуры. Предполагалось нечто вроде братания, но..
Тут необходимо пояснить, что премия "Ника" и одноименная академия были созданы 15 лет назад по инициативе двух видных кинодеятелей Юлия Гусмана и Виктора Мережко, и все эти годы "Ника" довольно жестко контролировала рынок престижа. А рынок престижа, поддержка одних репутаций за счет других, игнорирование одних имен и почитание третьих, вес лауреата - это ведь те же деньги. За прошедшие годы академия сформировала свою иерархию эстетических ценностей и художественных авторитетов.
Опустим слова о том, справедлива ли эта премиальная картина и верен ли табель о рангах, сформированный академией "Ника", наша речь о другом - об авторитетной системе влияния.
В последние годы относительная монополия престижа, созданная "Никой" заколебалась, новый председатель Союза кинематографистов Никита Михалков, (которого "Ника" систематически игнорировала), решил создать новую академию и водрузить над кинопанорамой отечества новую премию. Попутно он публично заметил про академиков "Ники", что это "наперсточники".
Премия получила гордое имя "Золотой орел". И хотя аналогия с российским гербом весьма прозрачна, позволю сказать, что разница между двуглавым орлом и простым орлом есть и существенная. Первый вечно парит, а второй, может и присесть. Эта курьезная тень выспренности сразу вызвала среди творческой интеллигенции язвительные замечания, а как известно она у нас остра на язык.
Таким образом, новая премия и новая академия сразу попадают в ситуацию психологического дискомфорта. Но вместо того, чтобы эту парадоксальную ситуацию вписать в цивилизованные рамки добросовестной конкуренции, новый Союз кинематографистов пытается отменить сам факт существования "Ники", и даже отменить телепоказ в эфире, а факты как известно упрямая вещь.
Вернемся к намеченной на 24 апреля операции братания.
Накануне пресс-конференции Никита Михалков сделал в Лондоне упреждающий шаг, он еще раз объявил, что премия кинематографистов "Ника" никак не может считаться национальной премией России, и что такого рода премию не может раздавать "директор клуба". Последний штрих многие отнесли насчет Эльдара Рязанова.
Последствия заявления можно было легко предвидеть, председатель Наумов отозвал свое согласие встретиться с председателем Рязановым, и пресс-конференцию под председательством министра культуры отменили.
Все это, конечно, же всего лишь бурная пена над существом дела.
Просто в списках новых лауреатов "Золотого орла" мы будем читать совсем другие имена, чем те, которые прочитаем в списке "Ники".
Но как говорил еще один Председатель - Мао: "Чем больше читаешь, умней не становишься".