Ольга Серова (Мерзлюкина), РИА "Новости".
С давних пор так сложилось, что для православных жителей России самый главный, самый светлый праздник года--это Пасха, праздник Воскресения Иисуса Христа. Наверное, потому, что на Руси невозможно прожить, если на душе нет веры в чудо.
Все знают, что в этот день обязательно будет хорошая погода,--и ведь действительно, в России, сколько себя помню, на Пасху--всегда ясно. В детстве Пасху у нас в семье называли "бабушкиным праздником". Он запомнился ощущением особенно приподнятого настроения, какой-то "открытости" всему миру. А еще запомнились бабушкины рассказы (в советские времена даже дома об этом говорили вполголоса)--о дореволюционных обычаях отмечать Пасху и пасхальных приметах.
Пасхе предшествует седьмая, очень строгая неделя поста-- Страстная седьмица. Нельзя было есть не только мясо, рыбу, яйца и молоко, но даже подсолнечное ("постное", как называли его раньше в народе) масло. В четверг положено убрать начисто весь дом, покрасить яйца, в пятницу--приготовить пасхи из творога и испечь куличи. В субботу пасхи, куличи и яйца освящали в церкви (подарить кому-либо неосвященное яйцо или куличик считалось немыслимым).
Праздничный пасхальный стол накрывали в субботу вечером, прежде чем отправиться на ночную пасхальную службу. А в воскресенье с самого утра--радостные и праздничные, обязательно в новой нарядной одежде (модницы к Пасхе полностью обновляли у портних гардероб)--люди принимали дома гостей и сами ходили с визитами. "Христосовались"--целовали друг друга трижды в щеки с приговором: "Христос воскрес--воистину воскрес!",--и отказаться ни в коем случае было нельзя. Бабушка с улыбкой вспоминала, что, навещая с визитом барыню, господа мужчины уж никак не забывали похристосоваться с хорошенькими горничными. Детям обязательно дарили много сладостей, давали деньги. Навестить, поздравить с Воскресением Спасителя положено было всех самых близких и дорогих людей. И делать этот можно не только в воскресный день, но и в течение всей пасхальной недели--Светлой седьмицы. Кстати, именно на неделе ходили на кладбище навещать могилы родных, обычно во вторник или четверг.
Украшением праздничного пасхального стола были, конечно, роскошные куличи и пасхи. И для тех и для других хозяйки имели специальные формы, которые в течение года больше никак не использовались. Бабушка знала множество рецептов творожных пасх: царская, заварная, сливочная, весенняя с изюмом и лимонными дольками, миндальная с цукатами, ванильная, шоколадная... Но особенно мое детское воображение восхищало украшение куличей--их заливали глазурью и посыпали разноцветными сахарными "зернышками", выкладывали фигурки.
По бабушкиному твердому убеждению на пасхальном столе должны были присутствовать изысканные салаты, икра, ветчина, запеченное мясо и заливной судак. Обязательно фрукты, дорогие конфеты, сдобные польские "бабы" и мороженое "на сладкое". Ну, и "церковное" вино--самый лучший кагор. А вот яйца никогда в качестве "закуски" не подавали. Наиболее красивые из них, с собственноручно нанесенными узорами или просто выкрашенные луковой шелухой и протертые для блеска ваткой, смоченной в растительном масле, дарили. И, конечно же, ими играли:
"чокались" за столом--у кого первого треснет скорлупа, а во дворе скатывали с небольшой горки или с наклонной дощечки--все яйца выигрывает тот, у кого собственное яйцо дальше укатится.
И еще помню такой бабушкин рассказ. Ее мать, моя прабабка, всегда пекла куличи сама, не доверяя это кухарке. И по тому, каким получится пасхальное тесто (а для него положено было брать самую лучшую муку--"крупчатку", не жалеть яиц и масла, вымешивать по два-три часа), как поднимутся в формах куличи, определяла, каким будет для семьи ближайший год. Однажды, несмотря на то, что тесто готовили со всем старанием, да и пекли как положено, куличи практически полностью "сели". В четырех самых больших формах хорошо выпекся только один кулич, два--не подошли, еще один как-то скособочился. Прабабка заплакала. Дети--трое старших, взрослых уже братьев и дочь-- стали ее утешать, распорядились поставить новое тесто, дружно помогали готовить. Но у той все равно сердце было "не на месте".
Куличи не подошли на Пасху в 1917 году. Небогатая дворянская семья жила тогда в Ростове-на-Дону. А уже в 1918 году попал в эмиграцию средний брат (корабль, на котором он плавал, не вернулся в большевистскую Россию). Младший умер от тифа, старший--воевал в Белой гвардии и погиб в Гражданскую войну. Остались только мать да дочь, моя бабушка, вторая всегда считала Пасху самым светлым, самым радостным весенним праздником, главным праздником на Руси.