Евгений Тетушкин
Сон бывает оттого, что сила мышления остается одна, чувства не занимают ее, и душа отворачивается от чувства и не занимается ощущениями. Ибн СИНА, "Физика".
----Фаза сна "быстрая" и "медленная".
Начать все же стоит с венца творения, с человека. Во сне мы попеременно бываем в двух разных фазах сна. Одна из них-- "быстрая" отличается от другой--"медленной"--повышенной частотой колебания электрического потенциала головного мозга и быстрыми движениями глаз под закрытыми веками. Сны нам и теплокровным животным снятся во время "быстрого" сна. Всего мы видим 4-6 (а по другим данным 3-5) изолированных снов за ночь.
Правда и во время "медленного" сна у нас могут появляться разные "мысли"--отклики на события прожитого дня. Однако эта, выражаясь языком специалистов, мыслеподобная психическая деятельность своим реализмом и тусклыми эмоциями, весьма отлична от образных, эмоциональных и даже фантастических сновидений.
----Есть ли сон у братьев меньших?
Структура и сам характер сна менялись в ходе эволюции.
Так, у рыб сна в нашем понимании, по сути дела, нет, а есть две формы покоя или, как говорят, обездвиженности: различаются они лишь особенностями мышечного тонуса. Наверное, так же обстоят дела и у лягушек, представителей земноводных, хотя есть мнение, что порой лягушки впадают в состояние, напоминающее наш медленноволновый сон. Более явственны биологические признаки "медленного" сна у пресмыкающихся--крокодилов, черепах, варанов. Эту фазу сна крокодила и прочих рептилий иногда даже называют квазимедленноволновым сном, ибо он был прообразом настоящего медленноволнового сна теплокровных животных. Ну а полноценным, с нашей точки зрения, сном наслаждаются лишь птицы и млекопитающие.Грызуны, хищники и низшие приматы посвящают сну две трети жизни. (О существах, впадающих в зимнюю спячку, разговор особый.)
----Человек чемпион по "быстрому" сну.
Человек, пребывающий во сне только треть жизни, и здесь заметно опередил своих родственников--млекопитающих. Причем сокращение сна в ряду наших далеких предков шло за счет медленноволновой фазы. В результате у людей доля "быстрой" фазы в общем сне куда больше, чем у других млекопитающих.
--Одна из причин этого--безопасность сна у человека. Так время "быстрого" сна у обезьян, привычно почивающих на жестком казенном лабораторном ложе заметно больше, чем у их собратьев, живущих на воле.
--Другая, более веская причина--необходимость, "быстрого" сна для развития творческих способностей. Наши младенцы спят в основном "быстрым" сном. "Медленный" же сон, появляясь на 2-3-й неделе жизни, только к 10-15 годам достигает взрослого рубежа (около 80 процентов общей продолжительности сна). Не здесь ли корни универсальной одаренности детей? А может, наоборот: они спят много и вообще, и "быстрым" сном именно потому, что талантливы? Во всяком случае, мы чемпионы по "быстрому" сну.
----Сон--это не отдых.
Исключением среди млекопитающих служит ехидна, совсем не знающая "быстрого" сна. Не потому ли у нее такая бездарная физиономия?
Впрочем, зачем нужен сон, в том числе и "быстрый" доподлинно никто не знает. Большинство исследователей ныне сходится на том, что сон весьма активный, а не пассивный, как некогда считалось, процесс, сущность же его пока непонятна.
Скажем проще: сон это не отдых, а важная работа по устранению внутренних физиологических, психических и прочих конфликтов в организме и по переработке информации. Если уж называть сон отдыхом, то и бодрствование можно считать отдыхом от сна.
Ночная работа нашей психики обычно идет в так называемой сфере бессознательного.
Сновидения, так же как и творчество,--это некое проявление бессознательного, выход его в наше сознание. Поэтому неудивительно, что, например, Ф.А. Кекуле пришел к выводу о циклическом строении молекулы бензола, когда ему приснилась замкнутая цепочка из обезьян, сцепившихся хвостами (по другим данным--змея, кусающая свой хвост). Так это или иначе, но самые яркие и образные сны бывают у людей с высокими творческими способностями.
----Сны животных теперь не тайна.
У теплокровных животных, несомненно, тоже бывают сновидения. Но вот что им снится? Если судить по ритму биоэлектрической активности мозга, то животные в "быстром сне озабочены какими-то поисками.
Увы, единственным источником информации о конкретном содержании снов служат устные или письменные рассказы самих очевидцев, разбуженных во время или сразу после "быстрого" сна.
К сожалению, для изучения снов животных такая методика непригодна. И все-таки их сны теперь не тайна за семью печатями.
Ключ к сновидениям "братьев наших меньших" удалось подобрать французскому специалисту по физиологии сна Мишелю Жуве. Результаты своих опытов он изложил в статье с немудрящим названием: "Что снится кошке?" И хотя прямого ответа на вопрос, поставленный в заголовке статьи, в ней нет, Жуве дает богатую пищу для размышлений.
----Суть эксперимента.Жуве считает, что в физиологии сна кошки используется еще одна особенность "быстрого сна--сильное угнетение тонуса мышц и спинномозговых рефлексов". Из-за этого животные в фазе "быстрого" сна пребывают в расслабленных позах и почти недвижимы. Недавно выяснили, что таким бессилием ведают нервные клетки из так называемого голубого пятна на дне IV желудочка головного мозга. Учтя это немаловажное обстоятельство, Жуве посредством механического или химического воздействия выключал эти клетки кошачьего мозга или проводящие пути, идущие к двигательный нейронам. Такая операция не сказывалась ни на самочувствии, ни на поведении бодрствующих мурлык, ни на их "медленном" сне. Зато во время "быстрого" сна эти кошки вели себя необычно. ("Быстрый" кошачий сон занимает около пяти минут и прерывается "медленным" сном).
Приступая к "быстрому" сну, коты и кошки вдруг поднимали голову и начинали ею вертеть, как если бы следили за воробьем или мышью. Жуве настойчиво пытался привлечь внимание кошки, двигая разные предметы. Но безуспешно--кошки действительно спали и не думали просыпаться. Иногда сон кончался быстро:
кошка внезапно прыгала, стукалась о потолок экспериментальной камеры, через который за ней наблюдали, и просыпалась. Чаще же всего спящая кошка вставала и начинала делать круги, очевидно, преследуя приснившуюся жертву; порой кошка останавливалась с поднятой передней лапой, как бы оценивая ситуацию. За этим обычно следовала агрессивная атака с прижатыми ушами и оскаленной пастью: кошка хватала когтями, била лапой и кусала несуществующую жертву. Иногда же спящий охотник подкрадывался по-пластунски, а потом прыгал. Подчас сон принимал драматический характер: хищник приходил в ярость, выгибал спину, шерсть вставала дыбом. Во время таких "быстрых" снов Жуве предлагал кошкам натуральных мышей, как мертвых, так и живых, но кошки, будучи во власти сновидений, на реальных мышей никак не реагировали.
В других случаях спящие кошки вылизывали шерсть или пол.
Причем лизание пола весьма напоминало лизание молока из блюдца.
Еще раз подчеркиваю, все это проделывали спящие кошки--когда на их шерсть клали клочок бумаги, они его не сбрасывали, как это непременно сделали бы бодрствующие чистюли.
Выходит, что кошки во сне совершают обычные кошачьи поступки или, по более точной формулировке профессора Жуве, демонстрировали стереотипную двигательную активность, обнаруживая богатый репертуар нецеленаправленного онейроповедения" (онейрос--сновидение по-гречески). Однако некоторые коты и кошки, неизменно дружелюбные наяву, во время "быстрого" сна буйствовали.
Жове интересовался и амурными похождениями своих подопечных. Внимательно просмотрев 300 киноэпизодов "сонного поведения", он не обнаружил и признаков сексуальной озабоченности ни у кошек, ни у котов. Стало быть, бытующее мнение о донжуанских повадках котов, по всей видимости, преувеличено. Во всяком случае, во сне любовные страсти их не очень донимают.
Итак, движения спящих животных сопровождают вполне реальные сновидения, которые отражают самые обычные события кошачьей жизни. И если бы кошки занимались толкованием снов, что иные люди считают надежным способом предсказания будущего, им бы не было нужды справляться в пособиях типа "Нового сонника" Мартына Задеки, которым, как известно, пользовалась Татьяна Ларина. Иными словами, кошачьи сны, при всем их отличии от яви, всегда в руку, а точнее, в лапу.