Недавно красноярский губернатор Александр Лебедь выступил с инициативой объединить с Красноярским краем входящие в его состав автономные округа - Таймырский и Эвенкийский. В Центральной России похожую идею отстаивает ярославский губернатор Анатолий Лисицин, предлагающий в экспериментальном порядке объединить три соседние области - Ярославскую, Костромскую и Ивановскую. Лисицын даже подготовил законопроект, устанавливающий правила подобного объединения. Ярославский губернатор предлагает укрупнять территории Центральной России и Северо-Западного региона по принципу слияния "сильного" со "слабыми" - для достижения их общей самодостаточности и независимости от финансовых вливаний из Центра.
Позиция тех политиков, которые считают, что укрупнение и сокращение числа субъектов Российской Федерации неизбежно, базируется главным образом на экономических выкладках. Они выступают против системы государственных дотаций экономически слабым регионам за счет так называемых регионов-доноров, которых в России не более двух десятков. Кроме того, есть и политические аргументы: эффективно управлять из одного центра сразу 89-ю субъектами крайне трудно.
Несмотря на это, большинство наблюдателей склоняется к тому, что в ближайшие годы укрупнения субъектов Федерации в России не произойдет. И дело не столько в политической воле элит, сколько в характере действующего законодательства, которое делает объединение субъектов РФ трудно осуществимым на практике. Требуемый по закону референдум об объединении, учитывая существующую политическую обстановку и настроения населения, скорее всего, не даст положительных результатов. С этим согласен даже губернатор Лисицын. Пойти к укрупнению субъектов путем поправок в Конституцию в нынешних условиях также крайне проблематично.
Существуют ли другие способы укрупнения субъектов Федерации? Некоторые политики указывают в этой связи на учрежденные президентом Владимиром Путиным семь федеральных округов, которые, по их мнению, могли бы стать прообразом будущих мощных, но немногочисленных субъектов РФ.
Насколько обоснованны эти предположения? То, что структура и функции федеральных округов должны эволюционировать, признает и сам президент. Представляя ежегодное послание Федеральному Собранию, Путин подчеркнул, что организационное становление федеральных округов в целом завершилось и настало время переносить на их уровень исполнение некоторых федеральных функций - таких, как финансовый контроль и согласование кандидатур на должности в региональных подразделениях федеральных ведомств. Последние, впрочем, тоже, вероятно, не будут существовать в неизменном виде: президент недвусмысленно предложил "подумать" об их количестве.
Очевидно, что начатая Путиным в 2000 году государственно-административная реформа, в значительной части сводящаяся пока к законодательному оформлению разграничения властных полномочий между федеральным, региональным и местным уровнями власти, будет продолжена. Одной из важнейших причин этого остается экономическая ситуация в России. Стабилизация межбюджетных отношений и как следствие обеспечение финансовой прозрачности российского государства сверху донизу являются первостепенными условиями для полноценной интеграции России в мировое экономическое сообщество, для оптимизации инвестиционного климата, для поддержания и наращивания темпов экономического роста.
Вместе с тем, Путин неоднократно подчеркивал, что смысл создания федеральных округов - "не в укрупнении регионов, а в укрупнении структур президентской вертикали в этих территориях". Таким образом, речь идет все-таки не о перестройке административно-территориальных границ, а о повышении эффективности государственного управления и о создании условий для упорядочения российского федерализма. Ожидать, что федеральные округа начнут эволюцию в сторону самостоятельных административно-территориальных единиц, в этих условиях, вероятно, не стоит. Говорить о переходе от двухзвенной системы управления "Центр - субъект Федерации" к трехзвенной "Центр - округ - субъект Федерации" пока тоже преждевременно.
Однако определенное укрепление федеральных округов, очевидно, будет происходить. Ведь они до сих пор не имеют даже определенного законом статуса. Вместе с тем их едва ли не главная задача - следить за соответствием законодательства субъектов Федерации федеральному законодательству, выстраивать и укреплять единое правовое поле России. И уже не столько в политическом смысле, сдерживая угрозу регионального сепаратизма, сколько в экономическом, создавая единый правовой режим функционирования российской экономики на всей территории страны.