Причем, по некоторым оценкам, произойти это может уже в самое ближайшее время.
Причиной такой перспективы, о которой сейчас снова заговорили очень многие наблюдатели, может стать последнее заявление премьер-министра Шарона о том, что он даже не намеревается ставить вопрос об уничтожении хотя бы одного еврейского поселения на палестинских территориях, во всяком случае в период его каденции.
Заявление Ариэля Шарона о том, что он не будет трогать еврейские поселения, прозвучало во время одного из недавних заседаний правительства. Точнее сказать, это было даже не заявление, а скорее, реплика в ответ на замечание одного из министров о том, что Израилю стоило бы всерьез задуматься над тем, чтобы ликвидировать несколько мелких поселений.
Как указывают левые израильские политики, существование еврейских поселений на палестинских территориях противоречит Норвежским соглашениям 1993 года.
Однако, как считают сейчас очень многие наблюдатели, правый лагерь израильских политиков все более склоняется к тому, чтобы расценивать достигнутые почти десть лет назад в Осло соглашения как "обанкротившиеся" и "более не актуальные". Таким образом, возможно, последнее заявление Шарона было в том числе призвано привлечь еще большую симпатию со стороны правых.
Левые также указывают, что еврейские поселения на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа обходятся Израилю слишком дорого, поскольку для защиты их жителей приходится держать вокруг поселений многочисленный армейский контингент. Тем не менее присутствие военных не помогает, и еврейские поселения постоянно подвергаются нападениям.
Как отмечают наблюдатели, происходит это в первую очередь потому, что очень многие палестинцы расценивают поселенцев как оккупантов, находящихся на их землях незаконно, и посему указывают, что будут продолжать борьбу с ними, равно как и с израильскими военнослужащими на Западном берегу и в секторе Газа. Палестинское руководство, а вслед за ним и весь арабский мир, в отношении еврейских поселений также единодушны - то есть поселения, как считают они, должны быть ликвидированы.
Еврейские поселенцы в большинстве своем представляют правый лагерь израильской политики, а в ряде случаев и ультраправый. Они указывают на свое право жить на занятых землях и часто предлагают единственный, с их точки зрения, вариант решения "палестинской проблемы" - трансфер всех палестинцев а арабские страны.
Другой, более "мягкий" вариант - высылка Ясира Арафата, а вместе с ним и всех его приближенных, прекращение существования Палестинской национальной администрации, которую, с их точки зрения следует однозначно рассматривать как "террористическое образование".
Довольно часто поведение еврейских поселенцев вызывает серьезное раздражение даже у израильских военнослужащих. Например, в Хевроне, где существует небольшой еврейский квартал, солдаты иной раз выражают недовольство, что вынуждены находиться здесь, охраняя несколько десятков евреев. А те, дескать, указывают, что не уйдут из города, даже повинуясь решению правительства и всем подписанным договоренностям, поскольку с их точки зрения - если Хеврон в древности принадлежал евреям, то посему евреи должны жить там всегда.
Между тем, по многим данным, еврейские поселенцы стали силой, которая год с небольшим назад полностью поддержала на выборах кандидатуру Ариэля Шарона. А посему, считают наблюдатели, ссориться с поселенцами нынешнему главе правительства ни к чему.
По многим оценкам, кажется также, что Ариэль Шарон уже окончательно определился в своем выборе и все больше склоняется "вправо". Он все меньше прислушивается к мнениям своих министров из "Аводы", с теми же Шимоном Пересом или Беньямином Бен-Элиэйзером, а предпочитает иметь дело с людьми типа Эфи Эйтама и Ицхака Леви из национально-религиозной партии МАФДАЛ, которых он ввел в правительство в начале апреля.
Между тем, как указывают сейчас политики близкие к левому лагерю, они еще помнят заявления Шарона о необходимости для Израиля "болезненных компромиссов во имя мира", на которые он шел год с небольшим назад. Тем более, что ликвидации еврейских поселений на палестинских территориях требуют и многие зарубежные политики, даже те, кого в Израиле считают своими друзьями.
Как считают некоторые наблюдатели, Ариэль Шарон даже и не намерен больше удерживать "Аводу" в коалиции. Скорее, по многим оценкам, он заинтересован в возвращении в правительство таких правых политиков, как Авигдор Либерман и Бени Элон.
Первый занимал пост министра национальных инфраструктур, второй был министром туризма, и оба вышли из кабинета Шарона в марте, в знак несогласия с его, казавшейся им в тот момент, "преступно мягкой" политикой в отношении палестинцев. Сейчас же, считают наблюдатели, многое изменилось, и операция "Защитная стена", проведенная израильской армией на Западном берегу реки Иордан, явно может поменять отношение и Либермана и Элона к Шарону. Тем более после его заявления о сохранении всех еврейских поселений, которое эти правые политики не могли не приветствовать.