Как стало известно РИА "Новости" из хорошо информированных источников в МИДе России, на рассмотрение президентов будет вынесены международные и региональные вопросы, каспийская проблематика, включая выработку нового правового статуса Каспия.
Источники обратили внимание на тот факт, что встреча глав каспийской "пятерки" "впервые происходит в таком формате, что свидетельствует о наличии многих общих проблем и интересов, требующих совместных усилий для их решения и которые должны рассматриваться на высшем уровне".
По сведениям РИА "Новости", в международном плане речь пойдет о построении здоровых двусторонних отношений с соседями по Каспию, нахождении взаимовыгодного баланса интересов в формате каспийской "пятерки" и, наконец, развитии эффективного сотрудничества с внерегиональными партнерами как государственными, так и деловыми.
При этом каспийская проблематика не ограничится вопросом о правовом статусе моря. Акцент будет сделан на таких аспектах, как экологическая безопасность и совместное использование биоресурсов.
Ожидается, что на саммите будет подписан итоговый документ - Декларация глав прикаспийских государств, предусматривающая сотрудничество пяти прикаспийских государств в области освоения ресурсов, рыболовства, защиты экологии.
Источники особо отметили, что было бы "большой ошибкой" считать этот документ "итоговым по статусу Каспия, так как предстоящий саммит призван приблизить стороны к решению этого вопроса и дать четкие указания, как дальше вести переговоры по этой проблеме".
Вместе с тем, стороны не скрывают, что выработка формулы международно-правовой Конвенции Каспия является вопросом, нуждающимся в скором разрешении. Причиной тому - богатые запасы углеводродов водоема, освоению которых препятствует несовершенство ныне действующего на Каспии статуса.
Правовой статус Каспия пока регулируется международными договорами между Россией и Персией /Ираном/ от 1921 года, а также договором о торговле и мореплавании между СССР и Ираном от 1940 года, которые номинально предусматривали общее пользование двумя государствами и дна, и акватории моря. Эти документы устарели, так как регламентируют только сферы судоходства и рыболовства, не затрагивая наиболее спорной на сегодняшний день проблемы - недропользования.
После распада СССР и увеличения числа прикаспийских государств возникла объективная необходимость в обновлении договоров, прежде всего в части пользования углеводородными запасами и биологическими ресурсами Каспия. Определение нового статуса в соответствии с международными нормами возможно только на основе консенсуса всех государств прикаспийской "пятерки", которые пока в этом вопросе выступают с разных позиций.
Россия, Казахстан и Азербайджан предлагают поделить только дно, оставив акваторию в общем пользовании. На первом этапе, во избежание коллизий по спорным участкам энергоносителей, дно предлагается делить по "модифицированной /условной/ срединной линии", что предусматривает взаимный обмен богатыми углеводородами участками, которые ранее разрабатывыались одной стороной, а в результате деления дна могут оказаться на территории другой.
Иную позицию занимает Иран, предлагающий или не делить ни дно, ни акваторию вообще по принципу "кондоминиума", либо делить все поровну. В этом случае Иран, имеющий 13 процентов Каспия, будет претендовать на 20 проц и не позволит соседним странам вести работы в своем секторе, в который автоматически отойдут и ряд участков, ранее находившихся в "советской" зоне и ныне разрабатываемых Азербайджаном.
Четвертый прикаспийский субъект из постсоветских республик Туркмения до последнего времени соглашалась с тем, что надо делить дно в соответствии с государственными границами. Впрочем, инициатор саммита президент Туркмении планирует выступить на встрече с новыми предложениями по разграничению водной поверхности и деятельности в районе Каспия.
Позиция иранской стороны в этом вопросе близка к российской. Тегеран считает, что выработка окончательного согласованного решения по юридическому статусу Каспийского моря является длительным процессом и требует тщательного подхода. В Иране также считают, что только прикаспийские государства являются хозяевами Каспия и его судьба - в их руках.
Россия и Иран, а в последнее время к ним присоединился и Казахстан, неоднократно высказывали свою озабоченность все большей активностью Вашингтона в Каспийском регионе. При этом эксперты в российской столице обратили внимание на то, что эта активность носит не только политический и экономический характер, но и военный. США неоднократно объявляли каспийский регион зоной своих жизненноважных интересов. В частности, в 1999 году весь Черноморско-Каспийский бассейн был включен в сферу ответственности войск США в зоне Персидского залива.