Но не только Россия поражена зловредным вирусом взяточничества. И не только в нашей стране стоит проблема борьбы с этим злом. Примером может служить соседняя Швеция, где действует даже особый Институт против взяток.
Аналога этому учреждению, действующему при Торговой палате Стокгольма, в мире нет.
Основан институт был в 1923 году, когда после Первой мировой войны шведскую экономику стала разъедать ржавчина коррупции. Примечательно, что институт был создан по инициативе тех, кто играл весьма активную роль в экономической жизни страны - Шведского промышленного союза, Объединения шведских предпринимателей и Объединения шведских торговцев, на чьи взносы он и существует.
Цели и задачи института определены в его Уставе: "Оказывать благотворное влияние на принятие решений в экономике и в обществе в целом, чтобы противодействовать взяткам и неуместным привилегиям".
Мздоимство в Швеции, как и в большинстве других государств, является уголовно наказуемым деянием. За дачу взятки, равно как и за ее получение, предусмотрены различные формы наказания - от денежных штрафов до тюремного заключения. При этом дача взятки рассматривается как менее серьезное преступление, нежели ее получение.
Но где граница, скажем, отделяющая взятку от подарка?
Институтом выпущена брошюра с длинным названием: "Руководящие этические правила предоставления привилегий, способствующих установлению контактов в деловой жизни". В ней четко, по пунктам, перечислено, какие привилегии уместны, какие - нет.
При этом значительно более широк список "неуместных" привилегий. Тут и вручение наличных денег, ценных бумаг, кредитных карточек, и предоставление ссуд на особо благоприятных условиях, льгот при покупке недвижимости.
Неуместными привилегиями считаются и так называемые "кикбэкс" - деньги, которые компания выплачивает определенному лицу, чтобы заручиться его положительным отзывом при выборе ее партнером по сделке среди других конкурентов.
В брошюре перечислены и критерии, которыми необходимо руководствоваться при определении того, является ли привилегия уместной или нет. Первое и главное требование - абсолютная гласность, означающая, что о каждом случае получения привилегии следует ставить в известность начальство, которое и решает, правомочна она или нет.
Безусловно, в борьбе со взяточничеством есть масса проблем, связанных, например, с трудностями уличения как взяткодателя, так и мздоимца. Весьма непросто определить и умеренность привилегии. Поэтому многое в этой борьбе связано именно с этическими аспектами и нормами.
Институт руководствуется при этом сводом этических норм "Вымогательство и взяточничество в международных деловых операциях", одобренным Всемирной торговой палатой в 1996 году.
Институт ведет и большую информационную деятельность, фиксируя случаи мздоимства. В институт может позвонить любой желающий, и получить от его сотрудников разъяснение в устной или письменной форме. Источником информации являются и газетные публикации, которые, разумеется, нуждаются в проверке.
И все же подчас весьма трудно изобличить взяточника. Да и вообще весь комплекс таких проблем носит часто деликатный характер.
Поэтому главный упор институт делает на разъяснительно-воспитательную работу. Она ведется через прессу - интервью, публикацию заключений по случаям, вызвавшим общественный резонанс.
Кстати, в случаях со взяточничеством и коррупцией у шведов не принято делать различий между ответственными, облаченными властью, лицами и рядовыми гражданами.
Общественное мнение в этой скандинавской стране является грозной силой, способной в цивилизованных формах выполнять роль "хирургического скальпеля" в необходимых случаях. И есть много примеров, когда именно под давлением этого мнения свои посты оставляли политики самого высокого ранга, навсегда терявшие реноме в глазах законопослушных шведов.