Отдельно остановлюсь на проблемах малого бизнеса. Только что упоминал это в разрезе местного самоуправления. Это важно для страны в целом.
Как вы знаете, правительство подготовило изменения в законодательство о налогообложении малого бизнеса. И в процессе работы с ними Государственной Думы прошу самым внимательным образом прислушаться к мнению самих предпринимательских объединений, чтобы не повторить истории, когда с введением единого социального налога налоговая нагрузка на малый бизнес, к сожалению, только возросла.
Это уже не первая ситуация, когда по пути в Думу происходит серьезная ревизия первоначальных проектов, ревизия, приводящая к искажению самой идеи.
Мы часто говорим, что начинающему бизнесу крайне важна возможность встать на ноги. Между тем, непродуманные либо недоработанные проекты часто ставят наше предпринимательство не на ноги, а на уши.
Мы обязаны прекратить бессмысленное соревнование между народом и властью. Когда власть порождает законы, а народ изобретает способы их обхода. Творческая активность людей должна направляться не на так называемую оптимизацию налоговых схем, а на развитие собственного дела на базе использования тех норм, которые мы с вами им предлагаем.
Хотел бы также добавить, изменение налогов - важная, но только часть проблемы. У предпринимательства в целом, а у малого в особенности, огромное количество претензий, связанных с неоправданным административным давлением. И прежде всего со стороны надзорных органов и инспекций.
Издержки от такого надзора очень велики, а порой абсолютно бессмысленны. Он зачастую осуществляется формально, при этом материальный ущерб от аварий, обвалов, пожаров и так далее не уменьшается. Заплатил за справку - и гори себе на здоровье.
Но и за порядком здесь надзирают сотни тысяч человек. При этих органах аккредитованы тысячи - это не преувеличение - тысячи коммерческих организаций, кормящихся на проверках. Их предписания и штрафы, равно как поборы и взятки ложатся непомерным бременем и угнетают предпринимательство.
Нам нужды изменения в законы и подзаконные акты, которые уточнят и упорядочат полномочия надзорных органов, а где можно заменят их более эффективными мерами ответственности самих экономических субъектов. Действовать, конечно, в этом плане, нужно очень аккуратно.
Считаю, нам следует расширять практику комплексного страхования ответственности. За порядок в той или иной сферах страхования страховая компания будет отвечать рублем, в отличие от чиновника, который в худшем случае рискует получить служебное взыскание.
Убежден, развитие системы страхования, страхования рисков приведет не только к неизбежному сокращению числа надзирающих, но и к большей эффективности самой системы контроля и надзора в стране. Благоприятно повлияет на состояние казны, на предпринимательскую активность граждан.
Кроме того, правительство должно обеспечить сведение таких проверок к минимуму. В некоторых регионах практика такая имеется и достаточно хорошо функционирует. Установить своего рода мораторий на проверки для малых предприятий. Например, на первые хотя бы три года их работы. При необходимости внести изменения в законодательство. Некоторые решения проблемы уже обозначены в ранее принятых актах по дебюрократизации.
В этой связи хочу также обратиться к региональным властям. Ваша поддержка малому бизнесу сегодня абсолютно необходима. Решение федеральных властей по-настоящему заработают лишь при наличии реальных действий на территории России.
Уважаемые коллеги!
Еще одна очень важная тема. Одной из серьезных задач, прямо связанных с темпами экономического роста, является продолжение реформы наших крупных компаний, так называемых естественных монополий. И здесь огромные резервы для развития конкуренции.
В прошлом году после долгих обсуждений были одобрены программы реформирования ряда монополий. Хочу обратить внимание, что "аккуратное" отношение государства к этим монополиям уже, к сожалению, используется ими для поднятия тарифов. И ссылки монополистов на рост издержек далеко не всегда состоятельны, чаще всего несостоятельны.
Хотел бы напомнить - реформирование монопольного сектора экономики должно проводиться в интересах страны. Потребители продукции и услуг, граждане, муниципалитеты, государство не должны страдать в ходе модернизации этих гигантов. Реформы монополий призваны привести к понижению издержек, избавлению от непроизводственных расходов, непроизводительных расходов, к появлению продуманных инвестиционных программ. Для этого уже в этом году необходимо осуществить переход к утверждению правительством бюджетов инфраструктурных монополий. До сих пор даже не знали, что у них там происходит.
Еще один важный вопрос - управление государственной собственностью. Госпредприятия еще почти во всех секторах экономики присутствуют.
Но, к примеру, из почти 10 тысяч унитарных предприятий по настоящему эффективно работают только считанные единицы. А в 2001 году около 400 государственных унитарных предприятий находились в процедуре банкротства.
Должен также напомнить, мы до сих пор также не знаем подлинных объемов госсектора. Инвентаризация государственного имущества, о которой уже не раз говорилось, не завершена.
Нашей экономике неэффективный государственный сектор ничего кроме дополнительных расходов и проблем не даст. Это не значит, что его не должно быть. Я говорю о неэффективном секторе.
Полагаю, мы должно четко и максимально быстро определиться с имуществом, которое следует оставить в государственной и муниципальной собственности.
Что касается банкротства, то в этой сфере необходимо срочно навести порядок. И прежде всего - обращаюсь опять к вам - в законодательстве. Поточное банкротство предприятий уже успело стать доходным бизнесом. Мы обязаны сделать механизм проведения процедуры банкротства и оздоровление предприятий прозрачным, рыночным, а значит, невосприимчивым к коррупции.
Я прошу Федеральное Собрание не затягивать рассмотрение соответствующего законопроекта.
Важнейшим условием динамичного экономического развития является эффективная банковская система. Она призвана аккумулировать финансовые ресурсы и превращать их в инвестиции. В этой связи необходимо наверстать отставание в банковской реформе. Усилить банковский надзор, обеспечить прозрачность в деятельности банка. Принять меры по повышению их капитализации.
Уважаемые коллеги!
Один из самых острых вопросов, вызванных отсутствием конкуренции и монополизацией производства в сфере услуг, - это реформа жилищно-коммунальной сферы. И этот вопрос в той или иной сфере затрагивает абсолютно всех.
С одной стороны, население платит все больше, с другой стороны качество услуг не растет. Государство тратит на дотации ЖКХ огромные средства. Однако отдача от них остается низкой.
В отдельных регионах разрешением кризисов, связанных с коммунальными проблемами, было вынуждено заниматься Министерство по чрезвычайным ситуациям. И подавляющее большинство в зале знают это не понаслышке и не из телевизора.
Очевидно, что вся система функционирования ЖКХ требует кардинальных изменений. При этом, в первоначальную концепцию реформы ЖКХ были заложены затраты, затраты на поддержание технологически устаревших и крайне изношенных коммунальных систем. На все утечки и потери при доставке, и просто издержки плохой работы предприятий ЖКХ.
Однако, главной цель реформы - это улучшение качества услуг при одновременном снижении затрат на их предоставление. Только такой подход поможет снять опасение наших граждан, что вся реформа ЖКХ сведется к голому повышению тарифов.
Основное, что предстоит сделать - это передать права распоряжения бюджетными субсидиями самим гражданам. Иначе - население обязывают становится потребителями услуг нерационального и затратного хозяйства.
Монополизм в сфере ЖКХ не дает гражданам возможности выбирать на рынке необходимый набор жилищных и коммунальных услуг. В этой связи хочу напомнить правительству и руководителям регионов, что задачу повышению оплаты можно ставить только одновременно с развитием конкуренции. С проведением аудита затрат коммунальных предприятий и предоставлением жильцам прав на определение номенклатуры и объема жилищно-коммунальных услуг.
Только в этом случае у потребителя появится стимул экономить свет и тепло, а у производителя - применять энергосберегающее оборудование, ставить приборы учета потребления ресурсов.
Жилищно-коммунальная политика - это, прежде всего, обеспечение доступа жилья для граждан. Но еще очень многие наши граждане имеют тяжелые жилищные условия. При этом, в мире давно существуют институты серьезно облегчающие гражданам решение проблем приобретения и содержания жилья. Это, прежде всего, ипотечное кредитование. Конечно, его система зависит от общего развития уровня экономики страны.
Низкие доходы населения и высокие процентные ставки на финансовых рынках, неразвитый жилья и огромные цены на строительство - это далеко не полный перечень проблем, которые можно и нужно решать с помощью механизма ипотеки.
В некоторых регионах уже появился первый успешный опыт ипотечного жилищного кредитования. Предоставлены около 40 тысяч кредитов, а в отдельных субъектах Федерации начали работать региональные агентства ипотечного жилищного кредитования.
Полагаю, что развитие системы ипотеки должно стать сферой приоритетного внимания и федерального правительства, и региональных властей.
Уважаемые коллеги!
Нам нужно учиться использовать преимущества нового состояния мировой экономики. Очевидно, что для России проблема выбора - интегрироваться ей в мировое экономическое пространство или нет - не интегрироваться, такая проблема перед нами уже не стоит.
Мировой рынок уже у нас, а наш рынок стал частью мировой системы. Между тем, в стране идут острые дискуссии по поводу вступления в ВТО. Не могу не обойти вниманием и эту тему. Порой, эти дискуссии настолько жарки, что заканчиваются сжиганием чучела оппонентов. Думаю, что до сжигания чумела доходить не нужно, но вопрос требует, конечно, внимательного рассмотрения.
ВТО, хотел бы обратить на это внимание, - не абсолютное зло и не абсолютное добро. И не награда за хорошее поведение. ВТО - это инструмент. Тот, кто умеет им пользоваться, становится сильнее. Кто не умеет или не хочет пользоваться, не хочет учится, кто предпочитает сидеть за частоколом протекционистских квот, пошлин - обречен. Стратегически абсолютно обречен.
Наша страна все еще выключена из процесса формирования правил мировой торговли. Мы уже там, в этой мировой торговли, а к формированию правил ее не допущены. И это ведет к консервации российской экономики, к снижению конкурентоспособности.
Членство в ВТО должно стать инструментом защиты национальных интересов России на мировых рынках. И мощным внешним стимулом для решение тех задач, которые нам и так нужно решать.
Убежден, развитие российской экономики возможно лишь при ориентации на жесткие требования мирового рынка, на завоевание в нем своих собственных новых ниш.
В этой связи продуманная архитектура нашего участия в ВТО должна состоять из нескольких элементов.
Во-первых, одними переговорами в рамках ВТО не обойтись. Надо усилить государственные структуры, которые должны помогать отечественным производителям адаптироваться к новым условиям работы. Провести ревизию существующих мер государственной поддержки предпринимательства, выявить спорные с точки зрения антидемпинговых расследований программы своевременно привести их в соответствие с требованиями ВТО.
И что принципиально важно - готовить кадры соответствующей квалификации. У каждой из стран-участников ВТО в обеспечении торговых взаимодействий и споров работают тысячи человек. А в российском госаппарате этой проблемой занимается несколько десятков служащих. Там, где нам нужны специалисты, у нас их не хватает, а где не нужны - там их пруд пруди.
Нам нужна постоянно действующая переговорная площадка для доведения до органов государственной власти интересов российского бизнеса, как сторонников, так и противников нашего участия в ВТО.
Предстоит серьезно проанализировать федеральные и региональные экономические режимы. Ведь в законодательстве регионов есть акты, делающие Россию очень уязвимой для претензий наших конкурентов.
На плечи парламента ложится большая работа по гармонизации нашего законодательства, нашей правовой базы с нормами ВТО. Важнейшими являются новая редакция Таможенного кодекса, законы в области технического регулирования, защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, прав интеллектуальной собственности. Нам нельзя сидеть сложа руки, шевелиться нужно.
И конечно же, власти необходимо продолжать консультации и с промышленниками и обязательно с профсоюзами. Все должны быть участниками этого процесса. Мнения всех должны быть учтены".
/окончание следует/.