Мы сделали существенный шаг в модернизации судебно-правовой системы. Большинство необходимых указов, актов, законов приняты. Средства на их реализацию выделены. Теперь нужно четко исполнить принятые решения.
Ключевым считаю то, что изменения коснулись не только организации и условий работы судов, но прежде всего процедур, обеспечивающих защиту прав личности и доступности правосудия.
Нам необходим такой суд, который уважают и в стране, и за ее пределами. И эта задача не только политическая, но, не в последнюю очередь, экономическая. Эффективная судебная система, я уже об этом говорил с самого начала, нужна и для того, чтобы у отечественных и иностранных компаний не возникло сомнений в ее авторитете и действенности.
В июле этого года вступает в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс. В связи с этим судебные и правоохранительные органы должны решить многие организационные вопросы, чтобы начиная с 1 июля этот закон работал в полной мере.
Я обращаюсь с просьбой к Федеральному собранию оперативно рассмотреть необходимые изменения в УПК и в закон о введении его в действие, в том числе нормы, которые касаются передачи судам полномочий по арестам.
На очереди важнейшие для граждан и экономики страны Гражданско-процессуальный, Административный, Арбитражный кодексы, закон о третейских судах.
Думаю, следует оптимизировать и структуру арбитражных судов. Сегодня разрешение спора и рассмотрение жалобы на принятое решение осуществляется в одном и том же суде. Просил бы внимательно отнестись к этой проблеме.
Необходимо также четко разделить компетенцию арбитражных судов и судов общей юрисдикции.
Судебную систему просто дискредитируют. Многие это знают. Дискредитирует то, что сплошь и рядом один и тот же спор рассматривается в разных судах, которые к тому же подчас принимают, и очень часто принимают, прямо противоположные решение. Это ставит в тупик предпринимателей и граждан, перегружает суды, не способствует развитию здорового делового климата.
Надо привести в соответствие с новым законодательством, в новыми законодательными актами и положения закона о прокуратуре Российской Федерации.
И, наконец, нам крайне важна гуманизация уголовного законодательства и системы наказаний. Сегодня за преступления небольшой и средней тяжести фактически следуют те же самые санкции, что и за тяжкие. Преступность от этого не уменьшается, а люди только ожесточаются.
Между тем, уже по действующему законодательству, у судов есть возможность вместо лишения свободы применять штрафы и другие более гуманные меры наказания. Однако, этой возможностью они пользуются редко.
Считаю, что применение наказаний, не связанных с лишением свободы, там, где, конечно, это обоснованно, там, где есть основания для этого, должно стать широкой судебной практикой.
Наша главная цель, и об этом мы много раз говорили, все об этом хорошо знают, добиться неотвратимости наказания, а не его чрезмерной суровости.
Одним из факторов, обеспечивающих конкурентоспособность российской экономики, является стабильная законодательная база.
Да, отечественная правовая система находится в стадии формирования, и сегодня нам приходится много законов для того, чтобы быстрее адаптироваться к изменяющимся экономическим и социальным условиям.
Между тем, даже это не может оправдать, что принятые законы часть противоречат друг другу. Будучи принятыми, не исполняются, постоянно подвергаются изменениям, иной раз даже не вступив в силу.
Сейчас правительство подготовило новый пакет поправок в Налоговый кодекс. И очень многие из предложенных изменений заслуживают поддержки.
Но хочу обратить внимание - даже самые благие намерения разработчиков не должны становиться поводом для правовой небрежности и недооценки принимаемых решений. Тем более, что в нашем налоговом законодательстве есть уже и примеры проработанности, продуманности норм. В первую очередь вспомним о норме о 13-процентном подоходном налоге. Пойдя на этот шаг, мы существенно простимулировали деловую активность, пополнили казну и упростили налоговую систему.
И сегодня я еще раз хотел бы сказать, что это правило пересмотру не подлежит.
Одним из факторов, которые делают нашу страну некомфортной, к сожалению, для граждан и негостеприимной для иностранцев, является преступность. Правоохранительные органы должны направлять свои усилия на защиту прав граждан, жесткую борьбу с рэкетом, административным произволом и коррупцией, на охрану прав собственника и производителей.
Серьезную угрозу стабильности и общественной безопасности в стране представляет рост экстремизма. Речь, в первую очередь, о тех, кто под фашистскими националистическими лозунгами и символикой устраивает погромы, избивает и убивает людей.
При этом милиция и прокуратура часто не имеют достаточно эффективных инструментов для привлечения к ответственности организаторов и вдохновителей этих преступлений. Во многих случаях дела ограничиваются доведением до суда лишь непосредственных исполнителей.
На самом деле банды экстремистов действуют по сути как организованные преступные сообщества и подлежат аналогичному преследованию.
Уже в ближайшее время в Государственную Думе будет внесен законопроект, касающийся борьбы с экстремизмом.
Уважаемые депутаты Государственной Думы! Члены Совета Федерации!
В прошедшем году в целом завершилось организационное становление федеральных округов. Федеральная власть реально стала ближе к регионам.
Полагаю, настало время перенести на окружной уровень исполнение некоторых федеральных функций, приблизить их к территориям, прежде всего, в части контрольной и кадровой работы. А именно - в сферах финансового контроля и согласования кандидатур на должности в региональных подразделениях федеральных ведомств, о количестве которых тоже надо подумать.
Нашей ключевой задачей остается работа по разграничению сфер ведения между федеральным, региональным и местным уровнями власти.
Год назад с этой трибуны я говорил о необходимости наведения здесь порядка. К настоящему времени собраны и обобщены предложения органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Создана для этой цели комиссия, которая проводит их скрупулезный анализ.
Очевидно, что задача у комиссии непростая. Но мы ждем от ее работы результатов. Они нужны для повышения эффективности государственной политики, стабилизации межбюджетных отношений, для внесения большей ясности в организацию российской власти в целом.
Несколько слов о практике заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между центром и субъектами Федерации. Возможность заключения этих договоров предусмотрена Конституцией России и является легитимной. В известный момент нашей истории они были востребованы и, думаю, необходимы.
Однако, на практике само существование таких договоров часть приводит к фактическому неравенству в отношениях между субъектами Российской Федерации, а в конечном счете значит и между гражданами, которые проживают на разных территориях России.
Причем, в большинстве случаев разграничение полномочий произошло лишь на бумаге. Недаром из 42 имевших такие договоры субъектов 28 их уже расторгли.
Разумеется, в таком государстве, как Россия, надо учитывать региональную специфику, и необходимость в договорах с отдельными регионами, конечно же, может возникать. Но заключать такие договоры за спиной других субъектов Федерации, без предварительного обсуждения и достижения общественного консенсуса, думаю, неправильно.
Полагаю, все договоры о разграничении полномочий должны проходить обязательную процедуру утверждения федеральным законом вами, уважаемые коллеги, чтобы все знали, кто, какие преференции имеет и почему. И Федеральное Собрание должно на ясном глазу принимать это решение.
Теперь о ситуации в Чечне. Военную стадию конфликта можно считать завершенной. Она завершена благодаря мужеству и героизму армейских и специальных подразделений России. Еще год назад мы считали тех, кто нам противостоит, сколько там бандитов и террористов - две тысячи, три, пять, десять.
Сегодня для нас не важно, сколько их. Нам нужно знать, где они.
В самой республике еще много социальных и экономических проблем. Мирную жизнь нарушают вылазки оставшихся бандитов. Однако, из-за этого нельзя поражать в правах целый народ. Мы не можем этого допустить.
Каждый житель Чечни или выходец из нее должен ощущать себя полноценным гражданином Российской Федерации. И потому главная задача нынешнего этапа - это возвращение Чечни в политико-правовое пространство России. Это создание в ней дееспособных правовых институтов и собственных силовых структур, а в перспективе - проведение свободных выборов, полноценная система республиканской власти и экономически устроенная жизнь чеченского народа.
Уважаемое Собрание!
В течение длительного времени федеральная власть практически не уделяла внимания проблема местного самоуправления. В конечном итоге это непосредственно сказывается на уровне жизни населения в российских городах и селах.
Одним из источников сложившейся ситуации является низкое качество законодательной базы местного самоуправления.
Федеральный закон о местном самоуправлении и соответствующие акты субъектов Федерации в малой степени согласованы как с реальным состоянием местного самоуправления, так и друг с другом.
Одна из причин - нечеткость в разграничении полномочий с региональными органами власти, а также неопределенность за что именно должны отвечать государственные органы, а за что - органы местного самоуправления.
В этой связи надо законодательно уточнить само понятие и перечень вопросов местного значения. Часть из них пересекаются с задачами, которые выполняются федеральными и региональными органами государственной власти. Другие требуют колоссальной материальной поддержки и могут быть успешно реализованы только при содействии субъектов, а иногда и при прямой поддержке Федерации. Кроме того, большой проблемой местного самоуправления остается недостаточность его собственной доходной базы.
Но именно с местных органов власти население спрашивает и за исполнение федеральных законов, таких как о ветеранах, и за работу ЖКХ, и за очень многое, многое другое.
Считаю, что федеральным законодателям необходимо определиться со структурой местного самоуправления. И, прежде всего, закрепив законом те его формы, которые доказали свою жизнеспособность на практике. При этом нелишне вспомнить и наш собственный, еще дореволюционный исторический опыт.
Все эти вопросы должны быть отражены в новой редакции федерального закона об общих принципах местного самоуправления в региональном законодательстве. И, наконец, очень важно, чтобы у местного самоуправления была возможность создавать собственные источники формирования бюджета за счет развития малого бизнеса, эффективного использования земель, иной недвижимости.
При этом государственная власть, учитывая расходные полномочия муниципалитетов, могла бы обеспечить им долгосрочные нормативы отчисления от регулирующих налогов.
Хотел бы еще раз подчеркнуть - без дееспособного местного самоуправления эффективное устройство власти в целом считаю невозможным. Кроме того, именно здесь, на местном уровне есть огромный ресурс общественного контроля за властью, и на этом уровне мы обязаны навести порядок. Тот порядок, о дефиците которого говорят и пишут граждане страны". /продолжение следует/