Рейтинг@Mail.ru
Как служить отечеству без оружия в руках - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как служить отечеству без оружия в руках

Читать ria.ru в
Дзен
МОСКВА, 17 апреля. /Политический обозреватель РИА "Новости" Юрий Филиппов/. Законопроект об альтернативной гражданской службе, в течение нескольких лет вынашивавшийся общественными, религиозными, политическими организациями, прошедший "чистилище" Генерального штаба и утвержденный в конце февраля правительством, дождался, наконец, своего часа. В среду его концепцию рассмотрит на пленарном заседании Государственная дума. По большинству экспертных оценок, решение парламентариев будет положительным: законопроект одобрят в первом чтении.

Правительственный вариант документа окажется, правда, не единственным, который предстоит рассмотреть парламентариям. Есть еще два варианта: подготовленный рядом депутатов, в основном из думского комитета по обороне, и более либеральный, разработанный депутатом Владимиром Семеновым из фракции Союза правых сил. Однако расклад голосов, как обычно, складывается в пользу центра: видимо, если к правым или к военным в чем-то и прислушаются, то не раньше второго чтения - когда будут обсуждаться поправки и дополнения к базовому правительственному законопроекту.

Общая концепция документа достаточно проста: призывник, разделяющий пацифистские убеждения, сообщает об этом районной военной призывной комиссии, и, если он сможет доказать свое заявление, то его направляют не на военную, а на альтернативную гражданскую службу, то есть такую, которая не связана с ношением и применением оружия.

Тем самым государство дает гражданину гарантию: оно никогда и ни при каких обстоятельствах не попытается заставить его убивать себе подобных. В этом - главное политическое и моральное содержание законопроекта. Как бы ни складывалась его дальнейшая судьба, стремление к свободно и равноправно устанавливаемым отношениям между гражданином и государством в России, обозначенное уже в Конституции 1993 года, получит благодаря этому документу еще одно конкретное законодательное подтверждение.

С этой точки зрения одобрение законопроекта станет, без преувеличения, своеобразной вехой в гражданской истории России - страны, которая за века своего существования никогда не относилась столь уважительно к убеждениям - ни своих подданных, ни своих граждан.

Но это только одна сторона вопроса, хоть и, как уже было сказано, главная. Наряду с ней существуют и другие, причем достаточно серьезные. Трудно не заметить, что конкретный исторический контекст, в котором принимается законопроект об альтернативной гражданской службе, несколько смазывает его правозащитный пафос.

Очень многие инициаторы законопроекта не скрывают, что он должен решить не столько гражданские, сколько военные проблемы. Российская армия реформируется, превращаясь /медленно, непоследовательно и очень тяжело/ в современные, мобильные вооруженные силы, необходимые демократическому государству для защиты национальных интересов. Такая армия не должна быть столь многочисленной, как раньше, следовательно, призывников потребуется меньше. Она должна быть более профессиональной и образованной - юноши, едва овладевшие профессией, вряд ли могут считаться ее надежной опорой. Альтернативная гражданская служба им подойдет больше.

Вдобавок в российской армии немало чисто "гражданских" вакансий, не требующих ни высокой квалификации, ни умения обращаться с оружием. Их и могут занять "альтернативщики". Такие вакансии есть в строительстве, в военных совхозах, в госпиталях, в штабных частях. Проблема заключается в том, чтобы просчитать потребность армии в новых "работниках", обеспечить им нормальные условия труда и сформировать на этой основе своеобразный "военный заказ". Готово ли к этому министерство обороны? Сейчас его специалисты утверждают, что для такой работы потребуется не один месяц.

С теми же сложностями, впрочем, столкнутся и гражданские ведомства - те, которые будут отвечать за работу "альтернативщиков" на гражданке. Правительство предлагает решать эти вопросы специально уполномоченным органам государственной власти. Депутаты, подготовившие свой вариант законопроекта, считают, что этим может заняться Министерство труда и социального развития. Сегодняшний номинальный "главнокомандующий" гражданской альтернативной армией - министр труда и социального развития Александр Починок обещает во второй половине года подготовить список гражданских должностей, на которые будут направляться "альтернативщики".

Он говорит о пожарных частях, больницах и приютах, детских домах, школах, и - несколько абстрактно - обо "всех местах в России, где требуются рабочие руки". Но и эту часть "альтернативщиков" надо будет где-то разместить, чем-то кормить и, между прочим, каким-то образом поддерживать среди них дисциплину - ведь военному уставу они подчиняться не будут, притом что сколь испытанное, столь и позорное средство насаждения порядка, как армейская "дедовщина", в альтернативных частях тоже не сработает.

Хотя концепция законопроекта одобрена правительством, нет сомнений, что депутаты внесут в нее поправки. Например, каков должен быть срок альтернативной службы? Четыре года, как предлагает правительство? Три года, о чем говорят члены думского комитета по обороне? Или два с половиной, как настаивает депутат Семенов? Подобных вопросов немало. Но более всего хотелось бы услышать от депутатов ответ на вопрос, который представляется главным: что должно быть критерием пацифистских, антивоенных убеждений призывника?

Депутат Семенов утверждает, что достаточно письменного заявления молодого человека о желании проходить альтернативную службу. Никаких доказательств и проверок для этого не нужно. Но как тогда быть с Конституцией, которая предполагает, что служить Отечеству без оружия в руках граждане идут не ради личных удобств, а в силу личных убеждений?

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала