15 апреля в Большом театре состоится торжественное оглашение победителей и седьмая в истории церемония ее присуждения за лучший спектакль, лучшую режиссуру, лучшую мужскую и женскую роль, за сценографию, в рамках драматического, музыкального и кукольного театров России.
Это пышное, дорогостоящее и масштабное зрелище. В Москве соберутся сливки театрального мира. Равного /по дороговизне/ "Золотой маске" события в культурной жизни страны просто нет. Целый этаж в Союзе театральных деятелей на Страстном бульваре занят командой фестиваля, которая вот уже семь лет подряд организует это престижное шоу. Ни "Хрустальная Турандот", ни "Премия Станиславского" не сравнимы по громкости с этой театральной мистерией.
Вложенные деньги, как считается, должны гарантировать представительность фестиваля, его широту и объективность.
У фестиваля сложный многоярусный механизм отбора номинантов, сначала спектакли смотрят на местах члены особого экспертного совета, затем из предложенного большого списка отбираются официальные кандидаты на премию, и только затем по ходу самого фестиваля победителей отбирают члены уважаемого жюри.
В этом году в программе фестиваля 39 спектаклей, которые идут на 19 лучших театральных площадках столицы. Пестрота зрелища гарантирована: "Федра" Расина в постановке петербургского БДТ, "Приглашение на казнь" Набокова в постановке Омского театра драмы, "Фрекен Жюли" Стриндберга, поставленная в Камерном театре Воронежа, а еще - балет "Щелкунчик", клоунский театр "Комик-трест", кукольная сказка "Машенька и медведь", труппы из Екатеринбурга и Новосибирска, прославленная "Мариинка" и кукольный театр Архангельска - вот самые разнообразные слагаемые фестиваля.
Фавориты в принципе давно известны и, рискну предположить, отобраны с таким расчетом, чтобы не помешать друг другу занять заранее отведенные места. Вот они. Это опера "Сказание о невидимом граде Китеже" и балет "Три балета Джона Нормайера", оба спектакля санкт-петербургского Мариинского театра. Это оперетта "Граф Люксембург" Новосибирского театра, единственная в номинации "оперетта" /!/ и потому не имеющая соперников. А также "Тихая жизнь с селедками" екатеринбуржцев в номинации "современный танец", и, наконец, два блистательных драматических спектакля - "Чайка" Театра Европы Льва Додина и "Война и мир. Начало романа" Мастерской Фоменко в постановке самого маэстро Петра Наумовича Фоменко.
В этом пункте тайный механизм премии дал сбой и обнаружил наличие умысла. А именно, чтобы премию получили оба мастера, устроители "Золотой маски" заранее пошли на беспрецедентный шаг. В номинации "Драматический театр" были обозначены два абсурдных деления - "большая форма" и "малая форма". Хотя оба спектакля этим дефинициям не соответствуют. И у Додина, и у Фоменко - классическая форма театрального зрелища, принципиального различия "форм" не видно.
Или еще один характерный штрих: на протяжении всех лет существования "Золотой маски" ее ни разу не получил за режиссуру - хотя и выдвигался - один из самых ярких режиссеров современности, Кама Гинкас /Московский ТЮЗ/. А ведь это были /и есть/ годы его творческого взлета, отмеченные блистательными спектаклями "К.И. Преступление и наказание" и особенно "Черный монах". Даже одного этого факта достаточно, чтобы разрушить иллюзию равных возможностей. За премиальной машиной "Золотой маски" обнаруживается отлаженный механизм влияния.
Приходится пожалеть, что в театральном мире налицо тотальная монополия престижа одной Главной премии, что, увы, нет той пестроты и драки между "главными премиями", как это происходит у кинематографистов или у писателей, где целая вереница литературных премий: "Букер", "Антибукер", "Национальный бестселлер", "Премия Аполлона Григорьева", "Москва-Пенне" и другие создают хотя бы приближение к заветной объективности.