В соответствии с оспариваемыми нормами закона, кандидат, прошедший во второй тур выборов, имеет право снять свою кандидатуру в любое время, но не позднее, чем за 3 дня до голосования. Если кандидат принял решение не участвовать в выборах, то его место передается тому кандидату, который в первом туре голосования набрал наибольшее после двух лидеров число голосов.
Поводом к рассмотрению этого дела в КС послужил запрос Тульского областного суда, в который 20 апреля 2001 года обратился гражданин Виктор Соколовский с жалобой на решение Избирательной комиссии Тульской области.
Соколовский был одним из кандидатов на должность губернатора области. Выборы состоялись 8 апреля 2001 года. Учитывая, что в результате голосования ни один из кандидатов не набрал 50 процентов голосов (плюс 1 голос) избирателей, на 22 апреля прошедшего года было назначено повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов, - Андрею Самошину и Василию Стародубцеву. 18 апреля Самошин снял свою кандидатуру, а избирательная комиссия приняла решение включить Соколовского вторым кандидатом в текст избирательного бюллетеня для повторного голосования, поскольку после Самошина и Стародубцева он набрал наибольшее число голосов избирателей. Однако Соколовский также подал заявление о снятии своей кандидатуры.
Избирательная комиссия в удовлетворении его заявления отказала со ссылкой на то, что в установленный законом срок, когда любой из кандидатов был вправе снять свою кандидатуру истек. Соколовский обратился в суд с жалобой на избирательную комиссию, которая, как он отмечает, грубо нарушила его пассивное избирательное право, фактически вынуждая его участвовать в повторном голосовании против его воли.
Тульский областной суд счел необходимым обратиться с просьбой проверить конституционность всех норм закона, которые подлежали применению в деле Соколовского. У суда возникла неопределенность в вопросе о том, является ли запрет на снятие кандидатом своей кандидатуры за 3 дня до голосования неправомерным ограничением принципа добровольности при реализации гражданином своего пассивного избирательного права.