Эти статьи, в частности, устанавливают неприкосновенность депутатов законодательных органов власти субъектов Федерации и порядок лишения их этой неприкосновенности, а также передачу уголовных дел в отношении депутатов в суд.
Дело рассматривалось в Конституционном суде по запросам Верховного суда РФ, Законодательного собрания Красноярского края, а также бывшего главы Красноярского алюминиевого завода (КРАЗ) Анатолия Быкова.
Поводом для обращения в КС стало решение Верховного суда России, который 17 августа 2001 года признал недействительным постановление Законодательного собрания Красноярского края, отказавшегося дать согласие на передачу в суд дела бывшего главы КРАЗа, депутата Анатолия Быкова. В решении суда указывалось, что постановление красноярского парламента основано на нормах закона, противоречащих Конституции.
В своих запросах Законодательное собрание Красноярского края и подсудимый Анатолий Быков, утверждают, что оспариваемая сейчас в суде статья закона соответствует Конституции. По мнению заявителя, депутатская неприкосновенность является одним из основных элементов статуса депутата, важнейшей гарантией его деятельности. Быков и красноярские законодатели считают, что неприкосновенность депутата имеет публично-правовой характер и призвана ограждать депутата от необоснованных преследований, способствовать самостоятельности и независимости органов законодательной власти. По мнению Быкова, Верховный суд был не в праве признавать данные нормы федерального закона неконституционными, поскольку это право относится к исключительной компетенции конституционного суда России.
Верховный суд России, также направивший свой запрос в Конституционный суд, придерживается противоположной точки зрения. По мнению Верховного суда, оспариваемые в КС нормы противоречат Конституции, поскольку, в Основном законе страны определен круг лиц, обладающих неприкосновенностью (президент РФ, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы РФ, судьи). Следовательно, считает Верховный суд, наделение статусом неприкосновенности других лиц противоречит Конституции.
КС приступил к рассмотрению этого дела 14 марта.