Рейтинг@Mail.ru
Большие проблемы малого бизнеса - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Большие проблемы малого бизнеса

Читать ria.ru в
МОСКВА, 11 апреля. /Политический обозреватель РИА "Новости" Юрий Филиппов/. В Государственной Думе начинается рассмотрение правительственных законопроектов, снижающих налогообложение предприятий малого и среднего бизнеса. По оценкам экспертов, налоговое бремя полегчает для них в 2 - 4 раза.

Прохождение этих документов держат под контролем президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Михаил Касьянов, так что положительное решение их судьбы центристским большинством Думы сомнений не вызывает.

Основная полемика среди депутатов, как ожидают эксперты, развернется вокруг того, что значит слово "малый" - то есть какими характеристиками должно обладать то или иное юридическое лицо, чтобы получить законодательный статус предприятия малого бизнеса и соответствующий налоговый режим.

В законопроекте, который обсуждало правительство на своем недавнем заседании, говорилось, что на малом предприятии должно работать не более 20 человек, а его годовой оборот не может превышать 10 миллионов рублей. Оценки эти, впрочем, не окончательные, вокруг них до последнего момента велись споры.

Вице-спикер Государственной Думы от Союза правых сил Ирина Хакамада считает указанные выше показатели характерными для российского "микробизнеса", который значим не столько экономически, сколько социально, с точки зрения самообеспечения вовлеченных в него слоев населения. При этом она предлагает юридически разграничить понятия "микробизнеса" и "малого бизнеса", и максимально освободить первый от налогов. Уровень же "настоящего" малого бизнеса, которому и следует адресовать правительственные налоговые послабления, ограничивается, по мнению правых, "потолком" приблизительно в 150 работающих на предприятии при годовом обороте в 60 миллионов рублей.

Думские "центристы" ориентируются на более скромные размеры предприятий, их цифры - в середине между "потолком" правых и оценками правительства.

Несмотря на эти расхождения, можно ожидать, что компромисс по количественным характеристикам не станет для депутатов неразрешимой проблемой - ввиду согласия по сущности вопроса: малому бизнесу, как его ни определяй, надо дать больше простора, освободив от излишнего бюрократического пресса и завышенных фискальных притязаний властей.

Наблюдения за бурным ростом малых предприятий в начале 90-х годов, резким торможением этого процесса во второй их половине и очевидной стагнацией в последние год - два, подводят к простому выводу: на проблемы, возникающие перед малым бизнесом, государству надо обращать внимание постоянно - причем как на федеральном, так и на региональном уровне. Регулярный мониторинг соответствующего законодательства, своевременная его корректировка, в том числе и в сфере налогообложения, безусловно, способны дать позитивный эффект.

Но - лишь в комплексе с прочими мерами. Не должно быть иллюзий: никакого "масштабного прорыва" в экономике, заметного приращения макроэкономических показателей от одного лишь принятия законов, облегчающих налоговую нагрузку на предприятия малого бизнеса, ждать не стоит.

Главная причина этого: для того, чтобы превратиться в основу экономического роста, как предполагает правительственная программа, малое и среднее предпринимательство в России должно стать качественно иным. По направлениям деятельности оно должно ориентироваться, в основном, на производство наукоемкой высокотехнологичной продукции, меняться по технической и технологической оснащенности, снижать издержки, повышать качество продукции, успешно использовать маркетинг и т.п. Очевидно также, что будущая основа российского экономического роста должна иметь гораздо большие, чем сейчас, финансовые резервы и совершенно иные кредитные возможности.

С этой точки зрения сравнение с Европой и с некоторыми странами Азии, безусловно, не в нашу пользу. Там малые предприятия дают, в среднем, половину годового валового внутреннего продукта, в России - приблизительно десять процентов.

И хотя ряд существенных дополнительных мер уже прорабатывается, важно понять: одно только пониженное налогообложение не произведет революции ни в малом, ни в среднем предпринимательстве. Возможно, одни производства выйдут из тени, другим удастся лучше закрепиться на рынках. Не исключено, что это будут тысячи или даже десятки тысяч предприятий. Тем не менее, экономический эффект только от одного этого в масштабах страны по определению не может быть большим. Он не приведет ни к массированному наращиванию ВВП, ни к сокращению экономического разрыва между Россией и развитыми странами, о необходимости которого говорил президент Путин на недавнем совещании с членами правительства.

Так в чем же дело? Почему наш малый бизнес, условно говоря, "не такой, как все"?

Ответ, исходя из доступного мирового опыта, незатейлив: малому и среднему бизнесу в России остро требуется инфраструктура роста. Это кредиты, информация, кадры, доступ к необходимым финансовым ресурсам. Как следствие - переориентация на новые сферы деятельности. А с учетом того, что Россия стремится стать полноценным участником мировой экономики - нормально развивающемуся бизнесу надо научиться показывать рынку свою "прозрачность", входить в "листинг" зарубежных фондовых бирж - там, как известно, сравнительно успешно добываются значительные финансовые средства и находятся перспективные партнеры.

И, повторим, чтобы обеспечить все это, одного снижения налогов мало. Малый бизнес в России уже давно хочет стать большим. Пожалуй, это его самая большая проблема. Но никто пока на государственном уровне не сказал внятно, как помочь ему вырасти.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала