Но развитие событий приобрело собственное ускорение, когда в ходе этой борьбы было отменено "пакетное" соглашение КПРФ и "Единства" /с самого начала сомнительное с моральной и политической точек зрения/, и коммунисты потеряли в Госдуме большинство комитетов. Стала реальностью перспектива замены спикера нижней палаты. А это уже значительное событие, ведь Геннадий Селезнев возглавлял российскую Думу в течение шести лет.
КПРФ требует от Селезнева отказаться от поста спикера и уйти вместе с партией в "глухую" оппозицию думскому большинству и власти вообще. На прошедшем президиуме ЦК КПРФ окончательного решения относительно дальнейшей политической судьбы Геннадия Николаевича принято не было. После весьма затянувшегося партийного заседания случилось немало информационных "утечек", впрочем, нередко противоречащих друг другу.
Одно ясно: исключения из партии за "коллаборационизм с режимом" Селезневу не грозит. В "силовом" варианте разрешения кризиса не заинтересован никто.
Решение /более похожее на рекомендацию/ ожидается 10 апреля на партийном пленуме.
По формальным признакам на сегодняшний день перед Геннадием Селезневым открыты четыре возможных пути строительства дальнейшей политической карьеры. Не все они равноценны или равно достижимы.
Во-первых, уйти вместе с партией в "жесткую" оппозицию и занять пока вакантную нишу более "прогрессивного" и "открытого миру" лица КПРФ. Роль важная, интересная, но не для такого амбициозного политика, как Геннадий Селезнев.
Во-вторых, остаться на посту спикера Госдумы и расстаться с партийным билетом. Позиция политически проигрышная по всем статьям: аппаратную мощь в нижней палате Селезнев уже потерял, а оставшись без политической поддержки левых фракций Геннадий Николаевич заведомо превращается в декоративную фигуру. Плюс постоянные обвинения "в предательстве" со стороны бывших коллег по партии.
Реальный рациональный выбор, стоящий перед Геннадием Селезневым следующий: уйти с поста спикера и возглавить фракцию КПРФ в Госдуме или, оставаясь при старой должности, создавать собственную фракцию, одновременно "размораживая" Общественно-политическое движение "Россия" с последующим превращением его в партию.
Поскольку достоверно предсказать исход событий на сегодня невозможно, следует оценить сильные и слабые стороны обоих последних вариантов разрешения кадрово-партийного вопроса с точки зрения политической стабильности в стране и гражданского созревания общества.
Геннадий Селезнев, как "второе лицо" в КПРФ, с перспективой превращения в "первое" - это заметное изменение на политической карте России.
Президент уже давно советовал коммунистам "социал-демократизироваться". С этой точки зрения приход Селезнева к руководству фракцией - шаг в правильном направлении. С другой стороны, Геннадий Андреевич Зюганов более выгоден для демократических сил, например на президентских выборах. За ним - длинный "шлейф" политических поражений, он имеет ярко выраженный региональный "южный" говор, "нелюбим" прессой.
По всем прикидкам, в больших городах Геннадий Николаевич может получить больше голосов, чем Геннадий Андреевич, а этого не надо правым.
Появление новой "розовой" партии Геннадия Селезнева выгодно Кремлю как фактор политической стабильности и предсказуемости. Проблема в том, что такой расклад сил серьезно угрожает политическому благополучию всех четырех "центристских" фракций в Государственной думе. И "Единство", и ОВР, и "Народный депутат", и "Регионы России" на выборах получили немало потенциально "левых" голосов избирателей, напуганных "крайностями" КПРФ.
Впрочем, и самим депутатам подобные настроения не чужды - вспомнить хотя бы скандальное голосование в Госдуме по Закону "О национализации".
Появление на левом фланге умеренной политической силы, возглавляемой хорошо узнаваемым политиком, может вполне нарушить планы политиков не столь узнаваемых.
В любом случае политическая судьба Геннадия Селезнева - это не только его судьба как политика. Речь идет о перспективах умеренной левой идеи.
Будущее спикера Госдумы для этих перспектив важно, но не оно является решающим. Главное - насколько готово само общество на деле, голосованием поддерживать те или иные внятные политические идеи. Если уже готово - то с Селезневым или без, с КПРФ или без весь спектр вменяемой политики окажется представлен в органах законодательной власти с пользой для страны.