В ГТК считают, что эта мера позволит не потерять рынок авиаперевозок после введения с 1 апреля 2002 года странами Евросоюза запрета на эксплуатацию самолетов, не отвечающих требованиям по уровню шумности. В ГТК напомнили, что в настоящее время ставка ввозной таможенной пошлины на самолеты составляет 20 проц.
Как отметил в ходе заседания генеральный директор ОАО "Аэрофлот-российские авиалинии" Валерий Окулов, после введения запрета на эксплуатацию самолетов, не отвечающих требованиям Евросоюза, гражданская авиация России будет вынуждена отменить как минимум 2,5 тыс рейсов в Западную Европу. Авиационная и туристическая отрасли могут понести потери в сотни млн долларов.
По мнению Окулова, для того, чтобы не дать этим суммам уйти из страны нужна современная авиатехника, отвечающая международным требованиям. Отечественная авиационная промышленность, полагает Окулов, в силу ряда причин не в состоянии обеспечить перевозчиков воздушными судами, соответствующими требованиям Евросоюза. По мнению Окулова, до тех пор пока не будет налажено серийное производство отечественной современной техники, ввозные таможенные пошлины на авиатехнику должны быть минимальными.
Покупка такой дорогостоящей техники финансово затруднительна и выходом мог бы стать ввоз транспортных средств по краткосрочному лизингу. Окулов подчеркнул, что в последнее время ставки лизинга на авиатехнику стали гораздо ниже. Наблюдается явный переизбыток ее предложения над спросом, отметил Окулов.
Глава ГТК РФ разделил точку зрения Окулова о целесообразности воспользоваться сложившейся благоприятной конъюнктурой. Он также предложил направить усилия на разработку документа о возможности снижения ввозных таможенных пошлин на авиатехнику, не имеющую отечественных аналогов и затем направить их на рассмотрение правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике.