Рейтинг@Mail.ru
Исполнилось 100 лет со дня рождения великой русской певицы Марии Петровны Максаковой - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Исполнилось 100 лет со дня рождения великой русской певицы Марии Петровны Максаковой

Читать ria.ru в
МОСКВА, 8 апреля. /Обозреватель РИА "Новости" Анатолий Королев/. В понедельник исполнилось 100 лет со дня рождения великой русской певицы Марии Петровны Максаковой (1902-1974).

Она обладала редким даром, ее чарующее меццо-сопрано влюбляло в певицу людей и привораживало судьбу. Именно ей, молоденькой девушке из Астрахани, выпал жребий покорить сердце известного российского антрепренера, певца, педагога и режиссера: австрийца Макса Шварца. Он гастролировал по России со своей антрепризой под именем Максимилиана Карловича Максакова. Мария исполнила в его труппе партию Ангела в опере Рубинштейна "Демон" (1919). Ей было всего 17 лет. Сначала она была ученицей Максакова, затем стала его женой.

А уже через три года в ее репертуаре было больше десятка первоклассных партий, среди которых такие жемчужины мировой оперы, как Кончаковна из оперы Бородина "Князь Игорь", Магдалена из оперы Верди "Риголетто" и Елена из "Прекрасной Елены" Оффенбаха. Все партии были спеты в Астраханском оперном театре в 1922 году.

В тяжкое время гражданской войны и послевоенной разрухи чары ее меццо-сопрано усмиряли страсти и унимали сердца.

Весть о редкой красоте ее голоса прилетает в столицу.

И вот уже в 1923 году Марию Максакову принимают солисткой в труппу Большого театра. Такой взлет и столь ранний триумф был только у великой Надежды Андреевны Обуховой, наследницей которой и стала молодая певица. Ее первой партией и первым испытанием на прославленной сцене была партия Амнерис в опере Верди "Аида" (1923). И снова победа поющего ангела. Вот что вспоминал о дебюте Максаковой Сергей Лемешев:

"Амнерис Максаковой так захватила воображение, что я забыл, кто пел Аиду, Радамеса, Амонасро, я только помню, что встретился на этом спектакле с тем великолепным чудом театра, когда забываешь вещи знакомые и ждешь того, что не может случиться: я отлично помню, как мы негодовали на Радамеса, что он влюбился в Аиду, мы ведь все были влюблены в Амнерис.

Такой красивой, пленительно-женственной, владеющей подлинным вокальным мастерством и артистическим темпераментом, я полюбил Максакову".

Эти признания в любви счастливо сопровождали певицу всю жизнь.

Через год Максакова поет партию Кармен в опере Бизе "Кармен" (1924) и этим исполнением окончательно утверждает свой статус певицы Большого театра (1923-1953). Максакова привнесла в алмазное исполнение оперных звезд задушевность и теплоту народных интонаций. Она никогда не прибегала к приемам итальянского пения, настаивая на широте и вольности русского исполнения. Она спела на сценах Большого и Кировского театра в Ленинграде Марфу в "Хованщине", Ортуду в "Лоэнгрине", Ольгу в "Евгении Онегине", Любашу в "Царской невесте". Дивный голос спас ее в годы репрессий, сталинский гнев ее не коснулся, наоборот, она стала первой певицей, которой разрешили зарубежные гастроли. Ее голос слышали в Риге, Мемеле, Ковно, Лодзи, Кракове и Варшаве. Стала народной артисткой СССР, правда, лишь за год до смерти (1971).

Все годы, где бы она ни выступала, на ее гримировальном столике обязательно стоял портрет мужа Максимилиана Карловича, который ушел из жизни в 1936 году.

Мария Петровна Максакова стала первой в актерской династии Максаковых, ее дочь драматическая актриса Людмила Максакова - звезда Вахтанговского театра. А внучка Маша тоже поет.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала