Как передает корреспондент РИА "Новости", поводом к рассмотрению дела послужили запросы Госсовета Адыгеи и Государственного собрания Якутии. Госсобрание Якутии в своем запросе оспаривает те нормы закона, в которых установлен порядок и содержится перечень обстоятельств досрочного прекращения полномочий законодательного /представительного/ органа государственной власти и отстранения от должности высшего должностного лица субъекта РФ.
Согласно этим нормам, основанием для роспуска законодательного органа субъекта РФ служит принятие законов, противоречащих федеральному законодательству, а основанием отстранения от должности высшего должностного лица субъекта РФ является неисполение федеральных законов и подзаконных актов, принятие нормативных актов, противоречащих федеральному законодательству и неисполнение решений федеральных судов. Отрешение от должности высшего должностного лица субъекта РФ производится по указу президента РФ после установления судом нарушений со стороны этого должностного лица.
С точки зрения заявителя, регулирование публично-правовой ответственности субъектов РФ должно осуществляться только на основе конституционных норм.
Между тем, как указывают заявители, Конституция РФ вообще не содержит норм о возможности роспуска законодательного /представительного/ органа государственной власти субъекта РФ,юа также норм об отрешении от должности высшего должностного лица субъекта РФ.
Госсовет Адыгеи полагает, что возможность отставки высшего должностного лица республики в результате выражения ему недоверия парламентом, нарушает конституционный принцип разделения властей.
Заявитель придерживается мнения, что установление общих принципов организации системы органов государственной власти субъекта РФ находится вне пределов ведения Российской Федерации и, следовательно, вопросы установления и изменения системы государственных органов субъектов РФ не могут регулироваться федеральным законом.