Рейтинг@Mail.ru
К О М М Е Н Т А Р И Й Налоги, которые мы выбираем - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

К О М М Е Н Т А Р И Й Налоги, которые мы выбираем

Читать ria.ru в
МОСКВА, 4 апреля. /Политический обозреватель РИА "Новости" Юрий Филиппов/. В четверг на своем заседании российское правительство в очередной раз займется налогами. Правда, речь пойдет не о новых шагах распланированной государством на полтора года вперед налоговой реформы, а о возвращении к уже пройденному, утвержденному и, более того, внедренному в жизнь - к налогам на малый бизнес.

Многие из тех налоговых новаций, которые в прошлом году и ранее обсуждало правительство и которые затем с немалым энтузиазмом были одобрены Федеральным Cобранием, не только не дали малому бизнесу послаблений, но, напротив, до предела туго затянули на его шее "налоговый галстук". Так что, для большинства теперь остается два выхода - закрыть дело либо уйти "в тень". И не платить уже никаких налогов.

О том, что положение будет складываться именно так, предупреждали не только профессиональные экономисты. С самого начала текущего года, когда многие якобы облегчающие жизнь предпринимателей нововведения получили силу закона, из разных городов России в Москву шли сигналы о том, что новая налоговая политика ставит малый бизнес на грань выживания и что он снова уходит "в тень". Больше всего подобного рода жалоб приходило, конечно, в Федеральное Собрание, но кое-что доходило и до правительства.

Между тем, кабинет министров отмалчивался. Понять причины столь поразительного хладнокровия способен лишь тот, кто знаком с железной строгостью законов макроэкономики и знает, насколько выверенным должно быть слово каждого члена правительства, чтобы не вызвать неоправданных ожиданий и не поставить крест на общей стратегии всего кабинета. Для того, чтобы сделать точный вывод о степени эффективности и приемлемости системы налогообложения в масштабах национального хозяйства, пусть даже речь идет всего лишь о сфере малого бизнеса, должно пройти время. Как правило, в таких случаях за норму принимаются три-четыре месяца. Это, пожалуй, минимальный срок для того, чтобы подтвердились основные тенденции, а количественные выводы превзошли порядок статистических погрешностей.

Тем не менее, резкая критика из уст президента Владимира Путина, прозвучавшая на встрече с учеными в Байкальске, как раз по поводу удушающего налогообложения малого бизнеса, была воспринята правительством молниеносно. Рискнем предположить: Белый дом ждал этой критики, был готов к ней, возможно, и сами законопроекты, поправляющие положение дел, уже были написаны и дожидались своего часа в одном из правительственных кабинетов.

Ведь что произошло на самом деле. Совсем недавно, менее двух лет назад, систему налогообложения малого бизнеса уже упрощали. В конце концов оставили всего пять налогов, которые, в свою очередь, снизили.

Оказалось - недостаточно. Малый бизнес по-прежнему особенно не огорчал, но ни чем и не радовал. А между тем именно в нем, а вовсе не в естественных монополистах, правительство до сих пор видит надежду и опору реформированной российской экономики. Той, которая сложится в обновленной России лет через десять. Поэтому те 10 миллиардов рублей, которые малый бизнес приносит в российскую казну на сегодняшний день, делают эти планы, как бы точнее сказать, недостаточно фундированными.

Стремясь выправить положение, Минэкономразвития к заседанию правительства предлагает четыре действующих сегодня налога - налог на прибыль, НДС, налог с продаж и налог на имущество - объединить в один налог, который опять же понизить, а единый социальный налог, который уже прослыл главным душителем российского малого бизнеса, отменить для него раз и навсегда.

Для государства, говоря словами чиновников того же Минэкономразвития, это даст просчитанные "устойчивые темпы экономического роста в России в 4-5 процентов в год, развитие внутреннего спроса, дальнейший уход от сырьевой внешнеторговой зависимости".

А что это даст самому малому бизнесу? Снижение совокупного налогового бремени в два раза, если верить экспертам Минэкономразвития? Или, как утверждают некоторые чиновники, сразу в четыре? В конце концов, важнейшая генетическая особенность российского малого бизнеса, говоря проще, его родимая примета, заключается в том, что он всегда сам решал, кому и сколько платить. Что характерно, в государственную казну он обычно платил мало. Ведь и рожден был в конце 1980-х годов, а может, и раньше, "в тени", очень далеко от сияющих паркетом государственных ведомств.

Первые годы малый бизнес платил криминалу, потом коррумпированным чиновникам, сейчас платит понемногу тем и другим. С легким сердцем он не платил бы никому. Причем государство сегодня готово ему в этом помочь. Обеспечить правовую защиту, упростить бухгалтерию, порядок регистрации и лицензирования. Сделать легкой и понятной систему налогообложения, а самое главное - снизить налоги. Чтобы связь между государством и малым бизнесом стала простой и крепкой как корабельный канат между двумя главными парусами бригантины.

Но какова цена этого для того же малого бизнеса? Сколько, грубо говоря, он должен будет заплатить на этот раз? Точного ответа не назовет пока никто. Говорят о 8 процентах от выручки и о 20 процентах от чистого дохода. Это если численность работающих на предприятии не более 20 человек, а его оборот - не более 10 миллионов рублей в год. Кто знает, возможно, это как раз то, что нужно и России, и малому бизнесу.

И все же, полтора десятка лет малого бизнеса в нашей стране подсказывают: малый бизнес сам выбирает, платить налоги или нет. Если предлагаемая система налогообложения оказывается для него невыгодной, неизбежен уход "в тень". Поэтому, совсем не исключено, что правительству еще не раз и не два в течение ближайших лет придется собираться на заседание, посвященное все той же злободневной проблеме: оптимальному налогообложению малого бизнеса.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала