МОСКВА, 3 апреля. /Корр. РИА "Новости"/.
Какое значение придается в Москве визиту Игоря Иванова в Тунис? Насколько успешно развиваются российско-тунисские отношения?
- Визит Игоря Иванова в Тунис, первый в истории наших двусторонних отношений, призван стать важной вехой на пути расширения диалога и сотрудничества между нашими странами, укрепления позиций России в стратегически важном регионе арабского Магриба. Рассматриваем Тунис в качестве важного и перспективного партнера как в политической, так и экономической областях.
В последние годы активность российско-тунисских связей заметно возросла, накоплен немалый позитивный потенциал, его приумножение отвечает интересам России. Насыщенным стал политический диалог. На Саммите тысячелетия в 2000 году прошла первая в истории двусторонних отношений встреча на высшем уровне. В мае прошлого года состоялся рабочий визит в Москву Министра иностранных дел Туниса, затем главы внешнеполитических ведомств провели двустороннюю встречу на СМИД ОБСЕ в Бухаресте, состоялось несколько раундов межмидовских консультаций.
У наших стран имеется широкое поле для политического взаимодействия. Тем более, что позиции по многим актуальным международным проблемам у нас совпадают либо отличаются высокой степенью близости.
В первую очередь, это касается таких вопросов, как борьба с международным терроризмом, формирование справедливого миропорядка при обеспечении центральной роли ООН в системе международных отношений, урегулирование региональных конфликтных ситуаций. Развитие отношений с Тунисом для нас важно еще и потому, что эта страна проводит сбалансированную внешнеполитическую линию, пользуется заслуженным и растущим авторитетом в регионе и в мире в целом. Отмечаем высокий уровень практической отдачи от двусторонней координации действий в СБ ООН, непостоянным членом которого Тунис являлся в 2000-2001 гг.
Каким международным проблемам будет уделено приоритетное внимание Игоря Иванова и его собеседников на переговорах в Тунисе?
- В ходе переговоров особое внимание будет уделено положению на Ближнем Востоке и ситуации вокруг Ирака, особенно в свете итогов состоявшегося в конце марта саммита Лиги арабских государств в Бейруте. Для нас стратегическим ориентиром остается восстановление мирного процесса на основе решений Мадридской конференции, резолюций 242 и 338 СБ ООН, имеющихся соглашений и договоренностей.
Что касается иракской проблемы, то убеждены, что ее необходимо решать исключительно политико-дипломатическими способами, а силовой вариант может иметь катастрофические последствия для всего Ближнего Востока.
Намерены продолжить обмен мнениями по вопросам обстановки в Северной Африке и в регионе Средиземноморья в целом, особенно в контексте того, что складывающаяся здесь ситуация оказывает непосредственное влияние на национальную безопасность целого ряда государств, в том числе и России.
Включены ли в повестку дня переговоров вопросы развития торгово-экономических связей России и Туниса?
- Да, на переговорах имеется в виду обсудить конкретные направления упрочения торгово-экономического сотрудничества между нашими странами по линии как государственных, так и частных структур.
Несмотря на некоторые успехи в этой области (в 2001 году товарооборот составил 142,8 млн долларов США, из них 136,9 млн приходится на российский экспорт), имеющиеся здесь возможности пока не задействованы в полной мере. Необходимо вести дело к поиску новых направлений наших отношений в сфере экономики. Важно активизировать работу Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
Рассчитываем серьезно продвинуться в укреплении договорно-правовой базы наших отношений.
Есть взаимный интерес к расширению товарооборота, а также связей в таких уже традиционных сферах сотрудничества, как строительство гидротехнических сооружений (при нашем участии, в частности, в 1999 году пущен крупнейший в Тунисе гидрокомплекс "Сиди-Эль-Беррак"), здравоохранение (в тунисских госпиталях по контрактам работает 171 российский врач), подготовка кадров.
Широкие перспективы открываются также в области расширения взаимодействия между научными и образовательными учреждениями наших стран.