Дело рассматривалось по запросам Госсовета Республики Адыгея и Государственного собрания Республики Саха /Якутия/. Они не согласны с порядком досрочного прекращения полномочий законодательного /представительного/ органа государственной власти и отстранения от должности высшего должностного лица субъекта Федерации.
По действующему закону, основанием для роспуска законодательного органа субъекта РФ служит принятие законов, противоречащих федеральному законодательству, а основанием отстранения от должности высшего должностного лица субъекта РФ является неисполнение федеральных законов и подзаконных актов, принятие нормативных актов, противоречащих федеральному законодательству и неисполнение решений федеральных судов. Отрешение от должности высшего должностного лица субъекта Федерации производится по указу президента России после установления судом нарушений со стороны этого должностного лица.
С точки зрения заявителя, Конституция РФ не содержит норм о возможности роспуска законодательного /представительного/ органа государственной власти субъекта РФ, а также норм об отрешении от должности высшего должностного лица субъекта Федерации.
Госсовет Адыгеи, в свою очередь, полагает, что возможность отставки высшего должностного лица республики в результате выражения ему недоверия парламентом нарушает конституционный пинцип разделения властей. Кроме того, Госсовет Адыгеи придерживается мнения, что установление общих принципов организации системы органов государственной власти субъекта РФ находится вне пределов ведения Российской Федерации.