Как напомнил представитель Минобороны, накануне нынешней призывной кампании вступили в силу поправки в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и статью 50 закона "Об образовании".
Этот закон "устанавливает практически новый порядок предоставления гражданам отсрочки от призыва на военную службу для получения образования и, прежде всего, расширяет многочисленную категорию граждан, имеющих право на отсрочку, за счет учащихся общеобразовательных учреждений".
Кроме того, Госдума рассматривает законопроект об альтернативной гражданской службе, что, по мнению военных, "может определенным образом отразиться на ходе призыва граждан на военную службу".
В настоящее время, по данным Минобороны, из общего числа граждан призывного возраста, состоящих на воинском учете в Российской Федерации, реально можно привлечь на военную службу только 11,2 проц. Еще в 1998 году этот показатель был более 17 проц, а в 1994 году - 27 проц.
На военную службу сегодня призываются практически все граждане, не имеющие право на освобождение или отсрочку от призыва, что, по мнению военных, приводит к снижению качественных показателей призывных контингентов, направляемых в войска.
Так, осенью 2001 года 44 проц призывников до призыва на военную службу не работали и не учились, 7 проц имели снятую и погашенную судимости, более 3 проц - состояли на учете в органах внутренних дел за антиобщественные проступки, 20 проц - воспитывались без родителей или одним из родителей.
54 проц из числа призванных имели ограничения по состоянию здоровья и не могли быть направлены на комплектование воинских частей с повышенными требованиями - частей специального назначения, пограничных и внутренних войск, ВМФ, ВДВ.
Более 21 проц граждан имели только основное общее или начальное образование и не могли быть направлены в учебные части и школы для подготовки младших командиров и солдат-специалистов.
Выход из этого положения Минобороны видит в переводе Вооруженных Сил и других войск на контрактный способ комплектования. Его планируется осуществить в три этапа: подготовительный - до 2004 года, исполнительный - до 2011 года и завершающий, временные границы которого будут определены по итогам исполнительного.