Два музея - Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково" и музей Дмитровского фарфорового завода /ныне он носит имя "Фарфор Вербилок"/, а также частный собиратель предоставили для экспозиции некогда очень популярные предметы мелкой пластики 18-19-го веков. Выставка позволит окунуться в изысканный, чуть жеманный мир русского рококо, приобщиться к героическому духу русского классицизма. Фигурки водоносов, пастушек, танцоров, почтальонов и прочих "служивых" и ремесленников украшали кабинеты и будуары, гостиные и библиотеки. Увлечение изящными безделушками пришло в Россию в середине "галантного века", вскоре после того, как возникла мода на фарфор. И если его производство в России, основанное с одобрения императрицы Елизаветы Первой в городе на Неве ученым Дмитрием Виноградовым, началось в 1746 году, то уже спустя 20 лет англичанин Франц Гарднер основал близ Москвы, на гжельских глинах села Вербилки, первую частную фарфоровую мануфактуру, в конце 19-го века перешедшую к купцу Кузнецову.
Искусство вдохновляли достижения науки. Законодателем моды Гарднер, вслед за мастерами Императорского фарфорового завода начавший выпускать хрупкие расписные скульптурки в этнографическом духе, стал с легкой руки исследователя Иоанна Георги. В 1777 году вышла в русском переводе его книга "Описание всех в Российском государстве обитающих народов" со множеством цветных иллюстраций. Вскоре картинки из альбома приобрели трехмерность, превратившись в куклы из фарфора, изображавшие "народные типы". В начале 20-го века "гарднеровские фигуры" привлекли внимание знатоков и коллекционеров, мода на них не проходит и ныне.