Рейтинг@Mail.ru
Властелин российской славы Сергей Дягилев - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Властелин российской славы Сергей Дягилев

Читать ria.ru в
Дзен
МОСКВА, 31 марта. /Обозреватель РИА "Новости" Анатолий Королев/. 130 лет со дня рождения знаменитого деятеля европейской и российской культуры Сергея Павловича Дягилева исполняется 31 марта.

Его детство и юность прошли в провинциальной Перми, в роскошном особняке отца полковника кавалергарда в окружении нянечек и бонн. Казалось, ничто не предвещало, что из сытого барчука вырастет великая фигура.

Когда в 1880 году юноша приехал в Петербург, поступать в университет, он поражал только цветущим видом здоровяка с полными розовыми щеками и белоснежными зубами. И еще он носил старомодное канотье и привез с собой в столицу любимую старую няньку Дуню. Случайно попав в элитарный кружок молодых петербургских эстетов, Дягилев несколько лет "валял дурака", ленился, смешил друзей и толстел.

Правда, он попробовал сочинять музыку. Римский-Корсаков его отругал. Дягилев взбеленился, крикнул: "Я буду знаменит!", и хлопнул дверью. Его никто не принимал всерьез, и Дягилев решил, что пора превратить узкий кружок друзей в законодателей мировой моды в искусстве. И разом все взорвалось.

Дягилев обнаружил вулканический темперамент в практической стороне дела и гениальное чутье на подлинное искусство. И еще он умел доставать деньги.

Вчерашний дилетант проводит подряд в Петербурге две уникальных художественных выставки английских и немецких акварелистов /1897 г/ и Первую выставку русских и финляндских художников /1898 г/.

Их качество настолько безупречно, что Дягилев разом становится мэтром. Больше того он очаровывает княгиню Тенишеву и миллионера Савву Мамонтова и они дают деньги на его журнал "Мир искусства".

Сбылось - друзья Александр Бенуа, Лев Бакст, Валентин Нувель, Дмитрий Философов и сам Сергей Дягилев становятся первыми жрецами нового искусства, эра которого блистательно длилась почти 20 лет.

Организаторский гений Дягилева вкупе с его невероятным чутьем новизны организует из пестрой мешанины дел и людей стройное здание современной российской культуры. Вокруг журнала и его постоянных выставок образуется группа художников, критиков, музыкантов среди которых: Врубель, Сомов, Головин, Коровин, Малютин, Мережковский, Соловьев, Бальмонт, Гиппиус, Розанов, Рахманинов. Мирискуссники быстро добиваются ведущих позиций в культуре.

В Петербурге складывается настоящий культ Дягилева, в моду входит и его старомодное канотье и румяные щеки, и седая прядь волос в шевелюре и даже его старая нянька в черной наколке, которая обычно восседает за самоваром у огромного стола, за которым собирается в доме маэстро штаб авангарда, и сама разливает чай.

Написав великолепный портрет Дягилева, Лев Бакст пишет на заднем плане и его няньку.

Параллельно с организацией нового художественного направления Дягилев предпринимает атаку на царский двор, чтобы заручиться поддержкой самого императора и его фаворитки балерины Матильды Кшесинской. Он принимает пост чиновника особых поручений при директоре Императорских театров, преображает скучнейший "Ежегодник Императорских театров" в роскошное издание, а вдобавок, организует "в пользу вдов и сирот павших в бою воинов, под Высочайшим Его Величества Государя Императора" выставку русских портретов за последние 200 лет.

Полгода он мотается по России добывая портреты для будущей выставки. Дороги, телеги, усадьбы угрюмых помещиков, напуганные гостем хозяева, которых он то очаровывал баритоном, то запугивал, то подкупал. Безумные старухи, у которых валялся в ногах, вымогая фамильные портреты. И финал личной авантюры - эпохальная грандиозная безупречная по вкусу художественная выставка в мраморных залах Таврического дворца /1905 г/.

Дягилев обладал непобедимой магией, только он один мог, например, в Париже успокоить Шаляпина, который врывался в номер антрепренера и, хрипя, объявлял, что завтра не сможет петь - потерял голос. Проявляя чудеса психологии, отпаивая чайком и коньячком. Укладывая наконец певца на свой диван и держа всю ночь за руку, Дягилев успокаивал певца и утром: есть - голос вернулся.

И вдруг проект "Мира искусств" брошен ради увлечения балетом. Именно здесь Сергей Дягилев снискал мировую славу.

Из замшелого императорского театра с его омертвевшим репертуаром Дягилев набирает танцовщиков и вместе с балетмейстером Михаилом Фокиным, художником Александром Бенуа и никому неизвестным композитором Игорем Стравинским создает первоклассный балет, куда собирает уникальную плеяду талантов. Среди них бриллиант балета - танцовщик Вацлав Нижинский, великая Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вера Каралли, Ида Рубинштейн.

До сих пор идут споры о том, кто создавал великие балеты: хореограф Михаил Фокин или дилетант Сергей Дягилев. Роль Фокина конечно огромна, но что именно ставить, кому заказывать музыку и декорации, кому дать балетные роли решал исключительно Дягилев. Порой количество его замечаний только по одному короткому балету доходило до 150! И все они безусловно исполнялись, ведь к тому времени Дягилев превратился в абсолютного диктатора.

Одним словом, это из его головы родились видения, ставшие плотью великих балетов "Петрушка" и "Весна священная", "Видение розы", "Жар-птица", "Шехерезада", "Клеопатра".

Гастроли, которые организовал Дягилев в 1909, 1910 и 1911 годах потрясли всю Европу новым уровнем искусства.

Тут нужно сделать небольшое отступление.

Русские сезоны в Париже показали тотальное превосходство нашего отечественного балета над рутинными труппами Франции, Лондона и Нью-Йорка. По сути, до сих пор мировая школа обучения танцу основана на принципах русского классического балета.

Кроме того, три самых репрезентативных стиля мирового искусства того времени: абстракционизм, конструктивизм и супрематизм так же возникли в России. Только лишь после второй мировой войны Европа сумела избавиться от русского влияния и найти собственные пути развития искусства. Но даже в таких мелочах как, например, ювелирное дело, шедевры петербуржца Фаберже до сих пор остались недосягаемой вершиной.

К этому уникальному культурному влиянию России на мир нужно прибавить и последующий авторитет СССР в деле распространения новых политических идей. Почти сто лет мы были лидерами политического авангарда, поставляя на мировой рынок социальные идеи бесклассового общества равных возможностей и отмены эксплуатации человека капиталом.

Надо ли говорить, что именно культура и социальная пропаганда делали Россию (при всех минусах экономического развития, недостатке комфорта и даже отсутствия прав человека) невероятно конкурентоспособным государством всего мирового сообщества.

Так вот, Сергей Дягилев первым продемонстрировал эту конкурентоспособность России на мировом рынке идей. Дягилевский потенциал соперничества и престиж русского искусства до сих пор составляет наш золотой запас, который намного превосходит резервы Центрального банка. Дягилев практически доказал, что русская культура может приносить доходы на уровне экспорта пшеницы, стали, нефти и газа.

После революции жизнь Дягилева проходит во Франции, но масштаб деяний начинает снижаться. Последнее его страстное увлечение - собирание антикварных книг, где он за считанный год составляет уникальное собрание. Смерть настигает его в Венеции в "Гранд Отеле" на острове Лидо. Но какая титаническая смерть! Дягилев пытается побороть болезнь музыкой, по утрам он громовым голосом из последних сил поет "Тристана", да так, что дрожат стекла в окнах номера.

Утром 17 августа 1929 года все кончено. Через три дня две траурных гондолы везут тело патриарха на кладбище острова Сан-Мишель. Все происходит согласно давнему предсказанием цыганки, "ты умрешь на воде".

И последнее.

Нам снова нужно учиться у Дягилева.

Нам вновь предстоит научиться использовать российскую культуру как мощный источник благополучия страны, ведь в сфере искусства Россия по-прежнему занимает место мировой супердержавы.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала