10 апреля 1992 года V1 Съезд народных депутатов России одобрил Федеративный договор и включил его содержание в текст Конституции Российской Федерации.
Необходимость в разработке Договора была вызвана политической и социально-экономической ситуацией, сложившейся после принятия I Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1991 года Декларации о государственном суверенитете РСФСР и Декларации прав и свобод человека и гражданина, утвержденной Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года.
Федеративный договор включает в себя три взаимозависимых документа: Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации.
Все субъекты формально равноправны, имеют одни и те же права и полномочия, несут равные обязанности в социальной, экономической и культурной областях. Республики, входящие в состав Российской Федерации, имеют свои конституции, принимают законы, в них избираются законодательные органы /парламенты/, так как за ними закрепляется статус государства.
Статья 11 Конституции РФ предусматривает возможность договорных отношений между Центром и регионами, а разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами субъектов РФ осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Согласно статье 78 Конституции РФ, Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.
15 февраля 1994 года Борис Ельцин и Минтимер Шаймиев подписали первый в истории России Договор "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан". К июню 1998 года подобные договора были заключены с 46 субъектами Федерации, последним из них стала Москва.
В начале 2002 года по инициативе глав некоторых регионов России были подписаны документы, прекращающие действия Договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов России, в связи с тем, что "цели договоров достигнуты". Такие Договоры приняли главы Костромской, Воронежской, Самарской, Магаданской, Саратовской, Сахалинской, Ивановской, Тверской, Ростовской, Вологодской, Ярославской, Амурской, Ульяновской, Кировской, Омской, Астраханской, Челябинской областей, Республик Марий Эл и Бурятия, Коми-Пермяцкого автономного округа и Алтайского края.
/По материалам Редакции информационно-справочного обеспечения РИА "Новости", 31 марта/.