Сегодня в Кремле считают, что Федеративный договор, по сути дела, себя исчерпал.
Как заявил в интервью РИА "Новости" советник президента России Сергей Самойлов, "это - фактически исторический документ, и не более того". "Его страница закрыта, и перспективы с точки зрения дальнейшего развития, наполнения он /договор/ никакой не имеет", - отметил Самойлов.
Вместе с тем он подчеркнул, что Договор стал "серьезным камнем в фундаменте российской государственности", существенно укрепив ее, "не дав ей треснуть и развалиться".
Подписание этого документа, по словам Самойлова, юридически закрепляло желание всех субъектов Федерации "оставаться в рамках единой России", а также позволило сделать "серьезный шаг к выравниванию статуса субъектов Федерации". В соответствии с этим документом края, области и автономные образования получали те же права, что и республики, входящие в состав РСФСР.
Политическая подоплека необходимости разработки Договора, отметил Самойлов, была связана с тем, что после принятия 1 Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1991 года Декларации о государственном суверенитете РСФСР и Декларации прав и свобод человека и гражданина союзный центр принял решение о праве прямого вхождения любого национально-территориального субъекта СССР в состав Советского Союза.
Федеративный договор, отметил советник президента, представляет из себя единый документ, объединяющий в себе три акта - Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами госвласти и органами власти, соответственно, республик, краев и областей, а также автономных областей и округов.
Впоследствии в дополнение к Федеративному Договору 42 субъекта Федерации, начиная с Татарстана, заключили отдельные договоры с федеральным центром.
"Сегодня совершенно ясно, что Россия - конституционная Федерация и вполне способна развиваться на основе Конституции и федерального законодательства и законов субъектов Российской Федерации", - отметил Самойлов.
Он сообщил, что к 1 июля 2002 года предполагается юридическое прекращение действия договоров, заключенных между федеральным центром и субъектами Федерации.
По его словам, на сегодняшний момент уже расторгнуты или находятся в стадии оформления расторжения договоры с 22 субъектами Федерации. Самойлов пояснил, что сейчас "в правовой системе взаиомотношений Центра и регионов такого правового понятия как договор не предусмотрено".
"Дальнейшее развитие Конституции, федерального законодательства нигде более не оставило простора для договорного процесса", - подчеркнул советник президента.
Самойлов напомнил, что созданная летом 2001 года при президенте России комиссия работает над подготовкой предложений по разграничению полномочий между всеми уровнями власти, включая муниципальный.