Юрий Гагарин погиб 34 года назад - 27 марта 1968 года - близ города Киржач Владимирской области во время тренировочного полета на самолете МиГ-15.
Наиболее вероятной причиной катастрофы признан выход самолета на закритический режим полета из-за угрозы столкновения с воздушным шаром с последующим сваливанием в штопор, сказал Рубцов. Для выхода из штопора, по его словам, летчикам не хватило высоты.
Над поиском причин катастрофы в течение полугода работали 13 групп специалистов. По словам Рубцова, рассматривалось около 20 версий. Среди них были доказательно отвегнуты версии от том, что Гагарин и его летчик-инструктор Серегин, якобы, были нетрезвыми, что у кого-то из них было плохое самочувствие и что они перед полетом не прошли обязательный медконтроль.
Вместе с тем Рубцов признал, что в тех событиях остались не до конца проясненными некоторые вопросы. Например, почему на высоте 4 км у самолета произошла разгерметизация кабины; откуда на правом боку самолета - с внешней стороны - появилась крупная вмятина, почему в кабине Гагарина взорвался гидроблок.
Официальное заключение власти опубликовать тогда не решились. "Так и осталась тайна гибели космонавта нераскрытой", - признал Рубцов.
Точно установлено, что самолет с высоты 4 км сорвался в штопор и за 51 секунды достиг земли. Летчики сумели вывести машину из штопора - при перегрузке в 8-10 единиц, - и даже "нос" уже на 22 градуса был поднят вверх, но самолет неожиданно "просел" на хвостовое оперение и, зацепив верхушки деревьев, рухнул. Им не хватило 1-2 секунды, сказал Рубцов.
О тщательности сбора материалов катастрофы говорит тот факт, что на площади в 140 тыс квадратных метров вокруг точки падения самолета были собраны его фрагменты, составившие 95 проц веса машины. "Была даже найдена секундная стрелка от часов Гагарина, - сказал Рубцов. - От самого космонавта была найдена лишь кисть руки, его портмоне, часы, 3 рубля и профбилет, залитый кровью".
В крови погибших адреналин обнаружен не был, значит, отметил Рубцов, летчики не испытали испуга, а профессионально боролись за спасение самолета.
Он отметил также, что в тот день летать было опасно: вместо прогнозируемых 900 метров нижняя облачность простиралась над землей на высоте в 450 метров, в зону полета попал летчик Андреев, рядом на аэродроме в Киржаче с парашютом прыгали космонавты. Кроме того, для определения погодной ситуации с аэродрома в Киржаче запускали гидрологические шары.
"Шар ли, самолет перед ними внезапно "вынырнул" из облаков - точно неизвестно", - сказал Рубцов. Несмотря на это, отметил он, Гагарин и Серегин 51 секунду боролись за жизнь машины. О себе они думали во вторую очередь, иначе о ситуации сообщили бы на землю или воспользовались парашютами.